Creative Writing School
литературные мастерские
 
Москва: +7 (495) 369-41-93
WhatsApp: +7 (967) 067-70-34
cws.workshops@litschool.pro
  Петербург: +7 (921) 090-94-64
cwspiter@gmail.com

FacebookInstagramВконтакте

Меню
 
 
 
 

Лилия Волкова: недовольство собой необходимо творческому человеку

CWS / Медиатека / Библиотека / Интервью: о литературе - от первого лица / Лилия Волкова: недовольство собой необходимо творческому человеку

Всероссийский конкурс на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру» – один из самых авторитетных и, возможно, самый объективный конкурс. Ведь победителя здесь выбирают прямым читательским голосованием, причем голосовать могут только подростки 10-17 лет, то есть те, для кого и написаны книги, присланные на конкурс. В этом году победителем «Книгуру» стала Лилия Волкова, выпускница мастерской прозы Марины Степновой и онлайн-школы CWS. Мы расспросили автора о книге, о сегодняшних подростках и о том, как начинающему писателю справляться со страхами.

Лилия Волкова

Расскажите о вашей книге. О чем она?

Повесть называется «Под созвездием Бродячих Псов», её главные герои – подростки. Москвич Сашка, который давно мечтал о собаке, приехал с родителями отдыхать в город у моря и познакомился с девочкой со странным именем Летка. Позже выяснилось, что Летка спасает собак, и дома у неё целый приют для бездомных животных. Сашка и Летка чуть не стали друзьями, но мальчика из-за семейных проблем неожиданно увезли в Москву. Такая у истории завязка, а чем она закончилась, можно узнать, прочитав повесть, текст которой в течение года будет доступен на сайте «Книгуру».

Как повесть создавалась?

Изначально это был рассказ, и назывался он «Летка». Его идея родилась у меня в прошлом году во время конкурса «Дама с собачкой» – о курортном романе. Для него я написала другую историю, но меня никак не отпускала картинка, которая придумалась: девочка с собакой стоит и смотрит, как мальчика увидит за руку его мама. Из одного образа выросло сначала две страницы, потом пять и ещё десять. Затем я почти случайно узнала о «Книгуру» и решила сделать из рассказа повесть, чтобы отправить на конкурс. Ещё одна причина, по которой я дополнила историю Сашки и Летки – это мои друзья, которые прочитали рассказ и сказали: «Как же так? Неужели герои больше никогда не встретятся?!». В общем, выбора не было: пришлось дописывать.

Кто ваш читатель?

Эксперты конкурса решили, что моя повесть – для детей от 10 лет. Но среди отзывов на сайте «Книгуру» есть один, который мне особенно дорог: от мамы одного из членов детского жюри. Она распечатала повесть на работе, чтобы вечером дать прочитать сыну. Открыла в метро – и дочитала до конца. А после написала под текстом очень добрые и очень важные для меня слова: о том, что эта история заставила её задуматься об отношениях с сыном. Так что, наверное, повесть – для читателей без возрастных ограничений. Мне хочется на это надеяться, по крайней мере.


Книгуру - необычный конкурс. Здесь помимо взрослого жюри, главными критиками выступают сами юные читатели. Не страшно было сразу пускать свое произведение в большое плавание к такой строгой аудитории, как подростки?

Я не заметила (и по отношению к своей повести, и в отзывах на другие произведения шорт-листа), чтобы подростки были как-то особенно строги или придирчивы. Мне даже кажется, что они добрее, чем взрослые. И уж точно искреннее. Один мальчик написал мне в отзыве, что начало повести ему понравилось, а конец не очень. Я спросила, что именно не понравилось, что показалось неправдоподобным или неинтересным. Ответ был чудесный. Он признался, что просто не очень любит собак, а предпочитает кошек. Дождётесь вы от взрослого человека такого признания? Скорее всего, нет. Взрослый читатель попробует найти умные слова или обтекаемые формулировки. А тут всё просто: не люблю собак. И получи, автор, восемь баллов из десяти. Что тут скажешь? Только спасибо за отзыв. И такая реакция детей настолько трогательна, что нет ни обиды, ни разочарования. Полтора месяца голосования были очень счастливым для меня временем: отзывы и мини-рецензии появлялись почти каждый день, и все их, без исключения, я принимала с радостью и благодарностью. Потому что читатели были неравнодушны к истории, которую я придумала. А что ещё нужно автору?

Было ли мне страшно отправлять повесть на конкурс? Очень. Лонг-листа ждала с трепетом и внутренней дрожью. После шорт-листа прыгала до потолка (точнее, прыгала бы, если б была возраста моих читателей). Мне страшно до сих пор, честно говоря. Потому что – я очень на это надеюсь – повесть будут читать и дальше, и оценивать, и думать над ней. И каждый раз это будет своеобразным экзаменом для автора.

Как вообще, на ваш взгляд, начинающему писателю собраться силами и не бояться критики своего произведения? Откуда вы лично как автор берете уверенность в своем творчестве?

Можно ли не бояться критики? Вряд ли. Но вариантов только два: ты боишься и отправляешь написанное на конкурс или в издательство либо боишься – и не отправляешь. Приходится выбирать. Каждому и каждый раз заново (и думаю, не только начинающему).

До уверенности в себе и в том, что я делаю, мне ещё очень далеко. Возможно, я никогда не пройду этот путь до победного конца. И подозреваю, что это даже неплохо. Сомнения и переживания такого рода довольно мучительны, но недовольство собой (умеренное, конечно, а не парализующее) – это, по моему мнению, качество, необходимое творческому человеку. Иначе как двигаться вперёд? У меня, правда, есть несколько правил, которые помогают мне (не вполне и не всегда, но всё же помогают) справляться со страхом и неуверенностью:

- Стараться делать свое дело, то есть писать, настолько хорошо, насколько я вообще способна.

- Не врать себе и читателю, не пытаться казаться лучше и умнее, чем я есть.

- Писать только о том, что я знаю. А если не знаю – то читать, узнавать, проверять и перепроверять.

- Прислушиваться к конструктивной и доброжелательной критике людей, чьему литературному вкусу я доверяю. Но не пытаться угодить всем и каждому (это попросту невозможно).

- Читать и перечитывать свои тексты, редактировать, редактировать, редактировать…

На ваш взгляд, отличаются ли сегодняшние подростки от подростков прошлых поколений?

Судя по тому, как дети реагировали на мою повесть и на другие произведения из шорт-листа, ничего не изменилось. Востребовано всё то же, что и во времена моего детства и детства моих сыновей. Противостояние добра и зла, честность и верность, проблемы взросления и отношения со сверстниками, предательство и отношения в семье – всё это продолжает волновать людей любого возраста. У нынешних детей и подростков больше возможностей получать информацию, но, как мне кажется, осмысливают её они примерно так же, как и двадцать, тридцать, пятьдесят лет назад.

Часто говорят, что дети стали меньше читать - по вашему мнению, это так?

Читать, конечно, стали меньше. И не только подростки, но и взрослые. Возможностей утолить сенсорный голод сейчас очень много, и чтение, пожалуй, из них самая трудоёмкая. Этот труд не всем под силу, тем более что современные дети серьезно загружены учёбой и дополнительными занятиями. И конкурс «Книгуру» в этой ситуации – придумка гениальная. У детей есть возможность не только прочитать самые новые, только что написанные произведения, но и выбрать из них лучшее. Решить судьбу взрослых людей, которые с замиранием сердца будут ждать их вердикта. Соблазнительно же! Я от такой возможности в детстве точно не отказалась бы. С моей точки зрения, о конкурсе «Книгуру» нужно кричать на всех телеканалах и со страниц всех газет. Это будет гораздо эффективнее, чем переживать на государственном уровне о том, что дети не хотят читать. Я, кстати, детской литературой давно не интересовалась и, только отправив свою повесть на конкурс, начала знакомиться с произведениями современных российских детских писателей. И была потрясена, поняв, сколько замечательных книг сейчас пишется и издаётся. Жаль, что о них недостаточно знают и дети, и родители. Очень жаль. Что-то с этим нужно делать.

Вы учились в CWS в мастерской Марины Степновой. Помогли ли вам эти занятия в работе над книгой или это была больше самостоятельная работа?

Встреча с Мариной Степновой и учёба у неё – моя огромная удача. Марина – великолепный писатель и, что не менее важно, талантливый педагог и потрясающий человек – умный, ироничный, внимательный. А какие задания она придумывала для нас, своих учеников! Но бесценные навыки, которые мы получили, - это, наверное, не самое главное. Если говорить конкретно обо мне, то только после занятий у Марины я избавилась от боязни писать и разрешила себе это делать; разрешила несмотря на то, что были и есть Чехов, Набоков, Булгаков, Улицкая и многие другие. Ведь почитаешь великих мастеров и думаешь: «Разве я так могу? А если нет, то зачем вообще браться?». И боишься белого листа, и каждое написанное слово кажется не тем, не единственно возможным. А у Марины Степновой есть потрясающий дар вдохновлять и придавать сил тем, кто рядом.

Марине я признательна ещё и за то, что она не бросила своих учеников и продолжает общаться с нами, своими выпускниками. Мои коллеги по мастерской – удивительные люди: талантливые, упорные, великодушные. И если каждый из них закончит начатый во время обучения роман, читателям очень повезёт. Я очень благодарна своим новым друзьям за то, что они делятся тем, что пишут. В нашей закрытой группе на Фейсбуке сложилась невероятная атмосфера: доброжелательная, но требовательная к себе и другим. Мне кажется, не нужно и абсолютно бессмысленно говорить друг другу лишь комплименты и всё время гладить по шёрстке. Когда написанное нами, дебютантами, выйдет в большой литературный мир, судить нас будут без скидок на чувства. Поэтому я уверена: конструктивная критика нужна каждому начинающему автору. Марина Степнова, кстати, фантастически умеет критиковать: строго по делу, но нежно и деликатно. Свою повесть я написала уже после того, как закончились все занятия мастерской; и написала довольно быстро, за несколько месяцев. О том, что я отправила её на конкурс, мало кто знал. Марина прочитала повесть позже, и её оценка моей работы стала настоящим счастьем для меня.

Что значит для вас эта премия?

Премия «Книгуру» – честь для меня и огромная радость. Я никак не рассчитывала на звание лауреата, хотя и мечтала об этом – тихонечко так, тайно даже от самой себя. Когда Шамиль Идиатуллин (он был в группе экспертов конкурса) во время церемонии награждения произнёс моё имя, я даже не сразу на него отреагировала. И только потом начала охать, ахать и улыбаться. Думаю, выглядело это довольно забавно. Премия для меня - ещё и аванс на будущее. Хочется оправдать доверие экспертного жюри, и особенно – высокие оценки детей. В отзывах на мою повесть на сайте есть просьбы написать продолжение истории про Сашку и Летку, то есть читатели не хотят прощаться с героями. Значит, я обязательно буду писать о них ещё. Да мне и самой этого очень хочется. Новая повесть уже начала сочиняться, пока, правда, только в моей голове. Но, надеюсь, однажды она появится и на бумаге.

Вопросы задавала Юлия Виноградова

Фото из личного архива Лилии Волковой

декабрь 2017

 

« Назад