Закрыть
 
Creative Writing School
Литературные мастерские
 
Москва: +7 (495) 369-41-93
WhatsApp: +7 (967) 067-70-34
cws.workshops@litschool.pro
  Петербург: +7 (921) 090-94-64
cwspiter@gmail.com

FacebookInstagramВконтакте

Меню
 
 
 
 

Дмитрий Губин: дуракам черновики показывать нельзя

CWS / О нас / Медиатека / Библиотека / Интервью: о литературе - от первого лица / Дмитрий Губин: дуракам черновики показывать нельзя

Во время интенсива в Санкт-Петербурге будет работать мастерская «Non-fiction: как из мухи авторской колонки сделать слона книги». Журналист и писатель Дмитрий Губин научит слушателей работать в нехудожественных жанрах и поможет каждому составить план собственной нон-фикшн книги. В интервью CWS наш мастер рассказал о том, как выходить из неловких ситуаций на интервью и почему он дочитывает до конца любой текст.

Что заставляет вас дочитывать текст до конца?

Две вещи: надежда на то, что даже в безнадежно плохом тексте может мелькнуть толковая мысль, и склонность к перфекционизму, завершенности. Поэтому я всегда досматриваю самые убогие фильмы, дочитываю самые плохие тексты и т.д. И поэтому всегда составляю заранее списки чтения, просмотра и т.д. То есть использую рекомендации тех, кому я доверяю.

На кого вы ориентировались, когда только начинали работать в журналистике?

На лучших в то время журналистов в СССР – Валерия и Анатолия Аграновских, Юрия Черниченко. Анатолия Стреляного, Евгения Будинаса, Леонида Жуховицкого. Валерий Аграновский стал моим личным наставником (и это был наставник, о котором можно было только мечтать). Сегодня бы я ориентировался на Собчак, Кашина, Панюшкина, Зыгаря, - тут список тоже достаточно очевиден.

Какое интервью вам запомнилось больше всего (из тех, что вы сами брали)?

Это вопрос к героине Одри Хепберн из «Римских каникул»: «Какие города в Италии вам понравились больше всего?» - «Все города по-своему прекрасны… м-м-м… Рим!!!» Моим практически идеальным интервью было интервью с Владимиром Познером на канале «Совершенно секретно»: вот там полностью реализовалась моя концепция интервью, включая определение темы, создание парадигмы, закладка ловушек и т.д. А еще невероятно интересно было интервьюировать ученых – эволюциониста Александра Маркова, нейробиолога Дика Свааба, физиолога Дмитрия Жукова. Эти тексты вошли в мою книгу «Интервью как «Вишневый сад»».

Бывали ли какие-то конфузы во время интервью? Неправильно называли чьё-то имя или путали важный факт? Как выходить из неловких ситуаций?

Я, например, обращаясь к Ксении Собчак, назвал ее «Ксенией Александровной». Со мной, что называется, случилась метафора: отчество Собчака-отца, о котором я думал, я перенес на дочь. Но это нестрашно. Нужно просто извиняться, говорить: «Простите, пожалуйста! Как я ошибся, как наказан!» А когда речь о фактической ошибке, я говорю: «Ох, да я тут просто невежа! Но на меня весь свет похож!» И начитанный человек найдет здесь цитату из «Фелицы».

А во время работы «в поле» бывали ли какие-нибудь смешные или опасные ситуации?

В начале 1990-х я работал на множество японских изданий. И вот питерские бандиты обещали отвезти японцев на склад оружия. Я каждый день приезжал с японцами на улицу Садовую в Ленинграде, в оккупированный бандитами клуб «Сатурн» и ждал, чтобы нас повезли куда-то за город. Было страшновато, но за страх мне платили двойной гонорар. Окончилось, правда, ничем – то ли склада оружия не было, а были бандитские понты, то ли над понтами бандитов возобладал бандитский страх.

Решение написать книгу – довольно серьёзное и смелое. О чём, в первую очередь, должен помнить автор?

Автор должен думать о том, о чем и всегда – что он должен сделать все, что он в данный момент может. Мысль о возможности разбогатеть не слишком мешает, но и отнюдь не помогает. Да, и еще: нужно помнить, что дуракам черновики нельзя показывать.

Как автору самому проверить, качественный ли получился текст? Есть ли какие-то маркеры, алгоритмы?

Меня в свое время учили принципу «первого читателя». Дайте почитать текст тому человеку, который вам близок и которого вы уважаете: другу, подруге, коллеге. Как правило, что он скажет, то с вариациями будут повторять и все остальные.

Какие навыки получат слушатели в вашей мастерской?

Хотелось бы верить, что навык структурирования хаоса до уровня смыслов. В этом сложном деле есть и технические приемы, и гигиенические принципы.

Вопросы задавала Дарья Красовская

Фото из личного архива Дмитрия Губина

Октябрь 2017

« Назад