Creative Writing School
Creative Writing School
литературные мастерские
cws.workshops@litschool.pro
+7 (926) 105-16-72

FacebookInstagramВконтакте

 

Алексей Вдовин: Переживая чужие жизни

Главная » Медиатека » Библиотека » Интервью: о литературе - от первого лица » Алексей Вдовин: Переживая чужие жизни

Что такое биографические мифы, можно ли остаться нейтральным к своему герою и где сегодня мы встречаемся с биографией рассказал Алексей Вдовин, филолог, исследователь и руководитель курса «Биография» в Creative Writing School.

Когда и почему Вы заинтересовались жанром биографии?

Биографиями я стал интересоваться еще на первом курсе университета. Стал большими партиями поглощать биографические книги о писателях и поэтах. Причины были просты: во-первых, это был, наверное, самый легкий способ получить общий очерк пути героя, а во-вторых, меня всегда привлекали биографические мифы – те легенды, которыми обрастает жизнь человека после его смерти.

Над каким биографическим исследованием Вы сейчас работаете? Что в этой работе самое интересное и увлекательное?

Сейчас я пишу книгу о Николае Добролюбове для серии «ЖЗЛ». Меня больше всего увлекает в этом герое его потрясающая работоспособность и одаренность, которые позволили ему в 23 года стать одним из самых популярных критиков и публицистов тогдашней России. А в 25 лет его уже провожали на кладбище…

Я пытаюсь новым взглядом посмотреть на Добролюбова и как на критика, и как на человека, не лишенного слабостей, хотя всем окружающим он казался абсолютно «железным» - «очковой змеей», как ядовито назвал его Тургенев. Какие именно слабости? Об этом и будет часть книги, не буду раскрывать карты…

Трудно ли в процессе работы не увлечься и сохранить нейтральное отношение к герою?

Это непросто. Это только на словах этот постулат звучит как самоочевидный. На деле ты можешь написать 50 страниц о герое, а потом понять, что его идеализируешь. Нужно вырабатывать в себе очень крепкий механизм рефлексии и самокритики, постоянно «выходить из себя» и смотреть на свою продукцию со стороны.

В каких формах мы встречаемся с биографией сегодня?

В самых разных. Если говорить о повседневных формах, то, прежде всего, для поступления на работу мы составляем резюме или CV – простейший вид автобиографии. Тоже разновидность жанра. Потом, например, мы занимаемся родословными своих родственников. Я знаю и вижу, что на склоне жизни многие люди начинают отдавать этому занятию все свободное время. Кроме этого, многочисленные глянцевые журналы предлагают внушительное разнообразие «био-историй». Наконец, книжные полки заполнены биографиями разного сорта, калибра, качества, свежести и т.д.
О телевизионных программах с биографической подоплекой я уже и не говорю.

Чем вызвана популярность этого жанра?

Как всегда, причин много: и социокультурные, и политические, и внутрилитературные, и психологические. Об этом много пишут в последние десять лет. Если коротко, то люди испытывают непреодолимую и непрекращающуюся тягу к переживанию чужих жизней – с самыми разными целями.

Летом в CWS уже проходила биографическая мастерская, она длилась две недели. Чувствовался ли ощутимый прогресс в качестве работ по окончании занятий?

Прогресс был очень заметен. Просто потому, что участники переписывали тексты по 3-4 раза. И это абсолютно нормально. Переписывая себя, мы растем.

Есть ли что-то, чему Вас научили сами студенты?

Участники нашей летней мастерской научили меня, как более рационально и эффективно спланировать систему заданий. Уверен, что на зимней школе они получатся еще более полезными и увлекательными для наших слушателей.

Кто, на Ваш взгляд, сегодня может стать автором биографии?

Я бы не хотел популистски заявлять, что автором биографии сегодня может стать любой. Это дешевая реклама. В том-то и дело, что для написания хорошей биографии, даже маленького эссе и очерка для журнала Story нужна сноровка и комплекс ремесленных навыков. В них ничего секретного и тайного нет, но, тем не менее, они легче даются тем, кто приходит из гуманитарной сферы, т.е. люди пишущие и читающие. Это аксиома. При этом журналистское или филологическое образование отнюдь не панацея и не обязательно. Речь идет в принципе о любом гуманитарном образовании.
Или, если у вас его нет, о большом опыте чтения, чутье. 

Беседовала Анна Правдюк

Фото Анны Правдюк

13 ноября 2015 




© 2017 Creative Writing School

Проект не является публичной офертой

Сайт сделан в Маунтин Сайт

 

ОЧНЫЕ МАСТЕРСКИЕ

ОНЛАЙН МАСТЕРСКИЕ

НОВОСТИ

 

ЗАПИСЬ

КОНТАКТЫ

РЕКВИЗИТЫ

 

 

г. Москва, Библиотека-читальня
им.И.С. Тургенева, Бобров пер.,6.
+7 (926) 105-16-72
cws.workshops@litschool.pro