Creative Writing School
Creative Writing School
литературные мастерские
cws.workshops@litschool.pro
+7 (926) 105-16-72

FacebookInstagramВконтакте

 

Лиза Новикова: остроумие - это оружие, но оно обладает и созидательной силой

Главная » Медиатека » Библиотека » Интервью: о литературе - от первого лица » Лиза Новикова: остроумие - это оружие, но оно обладает и созидательной силой

Лиза Новикова, литературный критик, литературовед, журналист и мастер-рецензент онлайн-школы CWS, впервые проведет в школе очную мастерскую. Программа «Как писать остроумно?» поможет слушателям разобраться с созданием смешных и умных текстов. Перед началом занятий мастер рассказала о границах юмора, типах остроумия и телеграмм-канале «Эпиграмма».

- Лиза, это ваша первая очная мастерская в CWS. Каких слушателей вы ждёте?

- Особенных ограничений нет, потому что поиски остроумия пригодятся любому творческому человеку, и писателю, и критику. Попробуем придумать свои эпиграммы, литературные и политические, напишем небольшие рецензии на произведения современных авторов. Стихотворные навыки понадобились целому городу, когда политическое недовольство заставило придумывать миниатюры вроде «Не отдадим сосновый бор мы под пилу и под топор». Тут просто необходим эпиграмматический апгрейд.

- В вашем курсе акцент на остроумие. Чем различаются понятия «остроумный» и «смешной»?

- Основное различие нужно искать между остроумием и комизмом. Комизм связан с повторением уже пройденного. Остроумие – более индивидуальная практика, идущая от личности, сродни изобретению нового неожиданного слова. И мы как раз будем искать пути, по которым человек может выйти к своему собственному остроумию. Конечно, это не так просто: человек может придумать, как ему кажется, смешное высказывание, а аудитория его не поймет.

- Как же автору понять, что смешно, а что – нет?

- У Бидструпа есть две карикатуры, два варианта поведения сатирика. На одной картинке показан несчастный мрачный человек, который постоянно чем-то недоволен. Весь день он злится на семью, окружающих. Потом он выходит на сцену и оказывается, что он комик, который мрачно читает свои тексты, и все вокруг хохочут. На второй картинке - человек, который целый день сочиняет шутку, смеётся над ней сам, а когда эта шутка звучит по радио, аудитория скучает и засыпает. Для меня очень важен эстетический критерий: чем более эстетически совершенно, тем - остроумнее.

- СWS делала перевод английской статьи «Как писать смешно?», авторы которой приходят к выводу, что юмор должен быть «логичен до абсурда». История с карикатурами подтверждает эту мысль. Все смеялись над шутками мрачного комика, потому что сюжеты для них были из жизни, они логичны и понятны.

- Да, для остроумного письма очень важна наблюдательность, связь с реальностью. Почему мы опять же обратимся к эпиграмме. На протяжении истории русской поэзии это был важный инструмент борьбы: и литературной, и политической. Эпиграмматические выпады могли влиять на репутацию адресатов. Остроумия в нашей литературе не хватает, и из-за этого она лишается связи с сегодняшним днём.

- С какими понятиями слушатели познакомятся на вашем курсе?

- Мы рассмотрим разные типы остроумия: от каламбуров, мастером которых традиционно считается Пелевин, - до остроумных ходов в выстраивании сюжета и системы персонажей. Почему «иронические» заголовки романов Донцовой несмешны, а один из самых страшных текстов мировой литературы «Путешествие на край ночи» Луи-Фердинанда Селина выстроен невероятно остроумно. В общем, попробуем найти свое место в «лабиринте» из чёрного юмора, политической сатиры и поэтических миниатюр.

- Получается, что чувство остроумия можно развить? Это зависит от уровня интеллекта, от кругозора?

- От этого тоже, но в большей степени важны предпринятые человеком усилия при работе над текстом. По опыту работы экспертом в онлайн-школе, могу сказать, что иногда слушателям не хватает воли к продолжению работы над текстом. Нельзя считать, что остроумные ходы возможны только для определённого уровня интеллекта. Это скорее, постоянная лабораторная работа над словом, в результате которой появляется изобретение. На занятиях мы попробуем провести границу между случайными шутками, связанными с временным контекстом, и более глубоким, «вневременным» остроумием.

- Есть ли у юмора границы?

- Да, и о них нельзя забывать. Посмотрите, сколько якобы остроумных высказываний вокруг нас. Вся реклама пестрит попытками сказать что-то смешное и яркое. И тем самым само умение сказать что-нибудь действительно смешное обесценивается. Подсказку дает политическая цензура. Из последнего: из дубляжа сериала «Фарго» вырезали упоминания Путина, - не самые остроумные, но, получается, самые действенные. Это с одной стороны. А с другой - нас подпирает чёрный юмор реальности.

- Как же автору удержаться и не переступить границу дозволенного?

- В журнале «Nautilus» недавно была статья о природе комического. Авторы задавались вопросом, когда чёрный юмор перестаёт быть смешным. Для примера вспомнили случай с твиттером урагана Сэнди. Пока ураган был далеко, все смеялись, а как только начались трагедии, этот твиттер перестал быть смешным. Хотя потом к нему всё равно вернулись. В этой статье говорится, что всё зависит от времени. Для нашей реальности это серьёзный вопрос, счёт идёт на секунды. Какие бы темы автор ни взял, всё может стать запретным. Конечно, остроумие обладает разрушительной силой, это оружие. Но в то же время, оно обладает и созидательной силой. И если мы отказываемся от сатиры, отказываемся и от созидания.

- Есть ли какие-то книги или самоучители, которые помогут автору писать смешно и остроумно?

- В качестве учебника я бы рекомендовала почитать «Виньетки» Александра Жолковского. Эта книга вызывает уважение и доверие. Конечно, его остроумие может для молодёжи показаться старомодным, но тем не менее, это ориентир. История эпиграмматической литературной полемики — тоже своеобразная «школа». Читая конкретные тексты, мы будем тренировать это умение различать остроумное и неостроумное.

- У вас даже есть телеграмм-канал «Эпиграмма».

- Да, мне кажется, что этот жанр несправедливо забыт, пока жанр продолжает жить в комментариях литературоведов и историков. Но есть исключения, буквально сейчас Евгений Лесин опубликовал несколько «римейков» пушкинских эпиграмм. Будем разбирать и тексты Дмитрия Быкова.

- Как к этому жанру относятся за рубежом?

- Современная англоязычная поэзия тяготеет к верлибру, эпиграмма скорее осталась в истории английской словесности. Но, конечно, в западном книгоиздании комические жанры представлены более разнообразно, в книжных магазинах раздел юмора огромный, а у нас — стеллажи с Задорновым.

- Ваши родители - писатели. Как они повлияли на ваше восприятие комического?

- Отец написал «Книгу о пародии», вот мне с детства и пришлось разбираться, что это такое. В пародии ты должен понимать, над чем смеётся пародист, а потом уже вместе с ним оценить юмор. Сейчас, конечно, изменилось само понимание юмора. Условно говоря, мы понимали, над чем смеются наши родители, а наши дети уже смеются над чем-то совершенно другим.

- Здесь важную роль играет интернет. Это платформа для новых жанров.

- Жанры могут быть разные, хоть видеоблоги и баттлы. Искра остроумия может появиться где угодно. Если не помешают бездумные повторы и скука в неизобретательном использовании обсценной лексики.

- О чём всегда должен помнить автор, решивший написать что-то смешное, остроумное?

- Необходимо внимательнее наблюдать за жизнью и попытаться соединить в своём высказывании вещи, которые казались несовместимыми. Краткий и необычный отклик на что-то конкретное, современное и важное, - если всё сошлось, может, и сработает.

Беседовала Дарья Красовская

Фото Дарьи Красовской

Май 2017




© 2017 Creative Writing School

Проект не является публичной офертой

Сайт сделан в Маунтин Сайт

 

ОЧНЫЕ МАСТЕРСКИЕ

ОНЛАЙН МАСТЕРСКИЕ

НОВОСТИ

 

ЗАПИСЬ

КОНТАКТЫ

РЕКВИЗИТЫ

 

 

г. Москва, Библиотека-читальня
им.И.С. Тургенева, Бобров пер.,6.
+7 (926) 105-16-72
cws.workshops@litschool.pro