Creative Writing School
литературные мастерские
3 года
 
Москва: +7 (495) 369-41-93
cws.workshops@litschool.pro
  Петербург: +7 (921) 090-94-64
cwspiter@gmail.com

FacebookInstagramВконтакте

Меню
 
 
 
 

Евгений Абдуллаев: обидчивые в литературе не выживают

CWS / Медиатека / Библиотека / Интервью: о литературе - от первого лица / Евгений Абдуллаев: обидчивые в литературе не выживают

Евгений Абдуллаев — писатель, поэт и литературный критик — живет в Ташкенте, но много работает с нашими слушателями удаленно — на курсах онлайн-школы. В интервью CWS Евгений Абдуллаев рассказал об основных ошибках начинающих авторов и главных правилах писателя.

Вы по образованию философ. Расскажите, как вы начинали писать? Как пришли в литературу?

Писал стихи (и продолжаю), потом неожиданно для себя переключился на прозу. В профессиональную литературу не стремился; первое время было чувство, что ошибся дверью. Приглядевшись, решил остаться.

Можете выделить свое произведение, которое вы сами как автор больше всего любите или оно вам особенно дорого?

К счастью, такого нет. Все, что писал-публиковал, со временем начинаешь воспринимать как пройденное. Это все равно, если б змея гордилась сброшенной шкурой. Любишь то, что пишешь сейчас. И то – непростой, сложной любовью.

Пять главных книг, без которых вы не были бы тем, кто вы есть.

Библия (ответ на вопрос: как жить?) Платон (как думать?). Шекспир, Пушкин, Достоевский, Мандельштам (как писать?).

А теперь как критик посоветуйте пять книг за последних года-два, которые должен прочитать каждый.

Смотря для чего. Чтение ради удовольствия – одно, для развития навыков творческого письма – другое. Для последнего посоветовал бы не книги, а «толстые» журналы. Хотя бы «великолепную четверку»: «Дружбу народов», «Знамя», «Новый мир», «Октябрь». Особенно – раздел критики.

Критические статьи вы публикует под настоящим именем, стихи и прозу - под псевдонимом (Сухбат Афлатуни). Как вам удается разделять в себе критика и автора?

Привык. Если честно, сам не знаю, как это происходит. Не задумывался.

А как начинающему автору совладать со своим «внутренним критиком»?

Если «внутренний критик» есть, да еще злой и зубастый, это уже хорошо. Хуже, когда на его месте сидит что-то нежно-пушистое, и после каждой написанной фразы попискивает: ах, как здорово, ах, как это классно... Так что справляться с внутренним критиком если и нужно, то только одним образом: развивать его, образовывать, чтобы его критика была как можно более конструктивной и точной.

Вы преподаете на курсах писательского мастерства, к вам приходят начинающие писатели. Расскажите о самых распространенных ошибках начинающих и как с ними бороться.

Самая распространенная?.. Писать красиво и витиевато. С яркими эпитетами, сложно построенными предложениями. Это, скажем, как желание взять ноту повыше у вокалиста, или у пианиста - исполнить сложный пассаж. Если есть достаточный навык, опыт – это хорошо. Если же он еще недостаточен... Тогда вместо высокой ноты может прозвучать не слишком приятный писк, а вместо сложного пассажа - "каша"... Поэтому при обучении лучше всего писать проще, не увлекаясь красотами - на них легче всего поскользнуться. Сложность, изыски – это все придет потом.

Книги по литературному мастерству рекомендуют составлять план произведения, но многие авторы наоборот пишут спонтанно, а потом уже работают с текстом, который сам их ведет. Как работаете вы? 

Если это короткий рассказ, то без ясного плана не обойтись. В крупной прозе – скорее, общий замысел, чем план. Скучно писать большую вещь, когда все уже выстроил заранее: кто с кем, и как все это кончится.

У ваших персонажей есть прототипы?

Нет, делать из живущих людей «чучелки» - как-то не мое... Пока хватает фантазии. Могу использовать только какие-то отдельные биографические повороты, фразы. Но «скелеты» героям придумываю сам.

Насколько, на ваш взгляд, для писателя важна литературная среда, сообщество единомышленников?

Для начинающего – очень. И, желательно, не виртуальная, в сети – а «реал». С дружбами, ссорами, восхищением, ревностью... Потом интенсивность этого может быть уже меньше, это уже становится не так нужно. Более-менее зрелому автору интенсивное литературное общение уже и мешает, да и вообще – любое общение. Ремесло у нас одинокое: ты – и то, что ты пишешь.

Как начинающему писателю понять, какая задумка стоящая, а из какой не выйдет истории?

С опытом. Только с опытом.

Показываете ли вы кому-то отрывки в процессе работы? Стоит ли это делать?

Куски и отрывки – нет; и дверь в свою «кухню» стараюсь держать закрытой. Готовые вещи иногда посылаю своим друзьям («по совместительству» - замечательным литераторам) Вадиму Муратханову и Санджару Янышеву. Вообще, взгляд другого очень важен. Особенно в крупных вещах, где собственный глаз успевает «замылиться» в процессе написания.

Случилась ли у вас, чтобы герои начинали жить своей жизнью и переставали вас слушаться?

Да, после первых двух-трех вещей. Потом как-то присмирели.

Три главных правила настоящего писателя?

Никогда не считать себя настоящим («готовым», «уже состоявшимся»...).
Никогда не иметь никаких правил – «как писать». Кроме одного – писать на максимуме возможностей, как если то, что ты сейчас пишешь – твой последний текст. Даже если это текст по жанру «проходной»: рассказик, реплика в критической дискуссии...
И последнее: никогда не обижаться. Ни на критику, ни на замалчивание, ни на не- и недопонимание. Обидчивые в литературе не выживают.

Беседовала Юлия Виноградова

Фото из личного архива Евгения Абдуллаева

июль 2018

« Назад



 
 

FacebookInstagramВконтакте

 

© 2018 Creative Writing School

Принимаем к оплате банковские карты

Сайт сделан в Маунтин Сайт

 

ОЧНЫЕ МАСТЕРСКИЕ

ОНЛАЙН МАСТЕРСКИЕ

НОВОСТИ

ДОГОВОР ОФЕРТЫ

 

ЗАПИСЬ

КОНТАКТЫ

РЕКВИЗИТЫ

 

 

г. Москва, Библиотека-читальня
им.И.С. Тургенева, Бобров пер.,6.
+7 (926) 105-16-72
cws.workshops@litschool.pro