Creative Writing School
литературные мастерские
НА САЙТЕ ИДУТ ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
 

Москва: +7 (495) 369-41-93
cws.workshops@litschool.pro
  Петербург: +7 (921) 090-94-64
cwspiter@gmail.com

 

FacebookInstagramВконтакте

Меню
 
 
 
 

Роман Арбитман: наша страна была крупнейшим экспортером хорошей литературы

CWS / Медиатека / Библиотека / Пять вопросов мастеру / Роман Арбитман: наша страна была крупнейшим экспортером хорошей литературы

На вопросы CWS отвечает Роман Арбитман, литературный критик, писатель, сатирик. 

Роман Арбитман

Как Вы считаете, какие навыки и качества должен развивать в себе писатель?

Прежде всего, приучить себя к систематическому литературному труду. Когда пишешь большую книгу и ужасаешься огромности предстоящей работы, лучше всего писать понемногу, но каждый день. Чтобы видеть всякий раз: количество написанного неуклонно увеличивается, а объем несделанной работы потихоньку сокращается. Не надо героизма и самоистязания – если за день написан хороший абзац, то день прошел не зря. Чем ближе к финалу, тем больше стимулов довести дело до конца. Обидно ведь бросать, когда ты потратил столько времени.

Как начинающему автору понять, что писательство для него – это призвание?

Я не знаю ответа на этот вопрос – просто не задавал себе его никогда. Красивые слова («призвание», «творчество», «служение», «вдохновение») мало что стоят. Но если ты сам чувствуешь в процессе письма, что текст получается, то можно продолжать. И если ты чувствуешь, что ничего не выходит, тоже можно продолжать. Вдруг получится завтра или послезавтра? В сегодняшнем начинающем писателе куда меньше прагматизма, чем в советские времена: профессия перестала быть престижной, никаких особых благ и больших денег она не гарантирует, лавров не сулит, и даже государство как правило не протягивает свои грозные щупальца, чтобы задушить юное дарование за вольнодумство. Никто не поможет, но никто и не помешает. «Ты – царь, живи один…» Твори, если желаешь, весь мир – твой.

Какие книги на вас повлияли?

Самые разные и не обязательно только хорошие. То есть да, хорошие в первую очередь: от Николая Носова до Виктора Драгунского, от братьев Стругацких до Юрия Тынянова, от Грэма Грина до Ивлина Во. Но в раннем детстве помогают всякие книжки, даже среднего качества и даже совсем беспомощные. Как дерево высасывает воду из всего, до чего может дотянуться корнями, так и юный человек из каждой книги берет что-то важное для себя: проблему, сюжет, героев, фактуру, экзотику, узнаваемость, любовь, незнакомое слово и т.п. Вот почему взрослым не стоит перечитывать детские книжки. Прошлого не вернешь, в короткие штанишки снова не влезешь, а разочароваться в том, что тебе, десятилетнему, казалось прекрасным, очень легко. «По несчастью или к счастью, / Истина проста: / Никогда не возвращайся / В прежние места…» (Г. Шпаликов)

В чем принципиальное отличие современной литературы от классики?

Отличие – наше восприятие. Чем дальше от нас во времени, тем проще признать писателя классиком. Чем ближе он к тебе, тем сложнее. Трудно осознать, что писатель имярек, которого ты видел в булочной, - гений, небожитель, кандидат на золотой бюст в пантеоне. Лет через сто будет ясно, кто из нынешних ньюйсмейкеров останется в литературе собранием сочинений, а кто – строчкой в примечаниях. Впрочем, даже место в иерархии, которое писателю дадут потомки, не всегда связано с мерой их таланта. К счастью, всем нам не дано предугадать, что будет завтра и тем более послезавтра.

Каким вы видите русскоязычный литературный мир через двадцать лет?

Я был бы рад, если бы через двадцать лет он сохранился – пусть даже и в заметно меньшем объеме. Главное, чтобы костер не потух и чтобы всегда оставались люди, способные поддержать огонь. Тогда рано или поздно все может вернуться. Представьте, однажды окажется, что нам больше нечего экспортировать. Тогда придется вспомнить: наша страна была крупнейшим экспортером хорошей литературы. Придется вспомнить, из чего она делается. И вот тогда… Впрочем, это уже, кажется, сюжет для фантастического романа со счастливой развязкоой. 

Вопросы задавала Анна Правдюк

Фото из личного архива Романа Арбитмана

Декабрь 2016

 


« Назад



 
 

FacebookInstagramВконтакте

 

© 2017 Creative Writing School

Принимаем к оплате банковские карты

Сайт сделан в Маунтин Сайт

 

ОЧНЫЕ МАСТЕРСКИЕ

ОНЛАЙН МАСТЕРСКИЕ

НОВОСТИ

 

ЗАПИСЬ

КОНТАКТЫ

РЕКВИЗИТЫ

 

 

г. Москва, Библиотека-читальня
им.И.С. Тургенева, Бобров пер.,6.
+7 (926) 105-16-72
cws.workshops@litschool.pro