«Если у дерева нет мощной корневой системы, идущей вширь и вглубь, то его ствол будет хилым, ветки ломкими, а листья сухими».
Это мой главный вывод из курса Елены Семеновны.
Она могла бы затратить на порядок меньше сил и времени, если бы сосредоточилась на наших листьях, то бишь на стиле, штампах… одним словом, на редактировании. Вместо этого она взяла на себя смелую и трудоемкую задачу: напитать наши корни так, чтобы они шли в глубь и вширь, давая силу стволу, ветвям и листьям. На этом курсе я поняла, что если в моем тексте что-то не так, это «не так» зародилось уже в самой его корневой системе, в моей личности, моем жизненном опыте, в моем авторском конфликте и в том, насколько я сумела заставить его работать на фабульный конфликт. Это как речная вода: если устье отравлено, то отравлен и исток. И сколько ты потом ни пытайся улучшить или украсить такой текст, толку не будет.
Я училась на итальянских, французских и русских курсах. Некоторые не принесли мне пользы, некоторые нанесли вред, два-три оказались полезными. Раньше у меня на первом месте стояли гениальные уроки литературного мастерства Эрика-Эммануэля-Шмитта. Теперь он у меня на втором, а на первом Елена Семеновна.
Что дали мне ее уроки? Отвечу словами одного знаменитого персонального тренера: «Какой смысл наращивать мышцы на кривой скелет?». В применении к тексту это звучало бы так: «Зачем заморачиваться метафорами и штампами, если тексту нечем питаться? Зачем наводить глянец на сухие листья?». Ту же мысль на своих уроках проводит Эрик-Эммануэль Шмитт, о том же в одном из своих видео в Ютубе говорит Людмила Улицкая.
Елена Семеновна дала мне не только литературные, но и жизненные уроки. Я стала иначе относиться к отсутствию в моей жизни счастья, к тому, как я обращаюсь с людьми, как их оцениваю и ко многому другому, всего не перечислишь. Урок жизни оказался равным уроку творчества. Для моей великой перемены хватило всего лишь нескольких ее слов.
А еще, благодаря этому курсу, я поняла, что всю жизнь читала неправильно. Надеюсь, что теперь и чтение, и обдумывание прочитанного начнут приносить мне пользу и что это отразится и на моих текстах.
Самые ценные из полученных мною знаний:
– аналогия между литературным творчеством и игрой в шахматы. Игра белыми и черными фигурами. Черные – наше подсознание, питающее текст, белые – наш рациональный ум, которому хочется тут же вмешаться и начать этот текст контролировать. Великая роль подсознания. Необходимость давать ему свободу, ни в коем случае ничем не загромождать пути его продвижения в текст. Вред, наносимый синопсисом;
– авторский и фабульный конфликты (не все поняла, но задумываться и помнить об этом мне полезно).
Лекции продолжались три часа. Это были мои три часа радости, которой хватало на всю следующую неделю. В сумме это мне дало почти три месяца радости, вдохновения, пробуждений в пять утра, начала творчества в пять часов пять минут (да, немытая, нечесаная, не кормленая…). Вот такой был результат.
Надеюсь, что этот курс – лекарство медленного высвобождения (молюсь, чтобы эффекта хватило на год. А через год романный курс… Мечтать, надо мечтать…).