Creative Writing School
литературные мастерские
3 года
 
Москва: +7 (495) 369-41-93
cws.workshops@litschool.pro
  Петербург: +7 (921) 090-94-64
cwspiter@gmail.com

FacebookInstagramВконтакте

Меню
 
 
 
 

Всеволод Бродский: короткий метр – квинтэссенция сценарного мастерства.

CWS / Медиатека / Библиотека / Пять вопросов мастеру / Всеволод Бродский: короткий метр – квинтэссенция сценарного мастерства.

На вопросы CWS отвечает режиссёр Всеволод Бродский. Он рассказал о том, как полюбил кино, как западная манера кинообучения помогает создать "неубиваемый" сценарий и почему нужно обязательно учиться снимать короткометражные фильмы. 

Как вы обнаружили в себе интерес к сценарному мастерству и кино?

Это довольно забавная история. В подростковом возрасте, когда я прочитывал насквозь всю родительскую библиотеку, в какой-то момент я наткнулся на несколько сборников сценариев классических фильмов. Там были, в частности, «Сладкая жизнь» Феллини, «Аккатоне» Пазолини, «Дети райка» и «День начинается» Превера-Карне, «Аталанта» и «Ноль за поведение» Жана Виго. Сами эти фильмы в то время посмотреть было совершенно негде, так что я ориентировался на иллюстрации и достраивал в голове все остальное. Так вот, когда я потом увидел эти фильмы – в большинстве случаев я был сильно разочарован. У меня в голове все было гораздо выразительней, ярче, интересней, смешней и трагичней. Так я, видимо, с самого начала понял, что фильм – это не какой-то завершенный и совершенный артефакт, а сборная конструкция, состоящая из кучи деталей, и участвовать в их сборке я могу сам.

По первому образованию вы филолог. Помогает ли вам это в нынешней работе?

Разве что в написании всяких дополнительных бумажек – сценарных заявок, режиссерских экспликаций, синопсисов и т.д. Вот тут хорошо натренированные навыки письменной речи очень полезны. Правда, иногда оказывается, что для некоторых продюсеров это вообще самое важное, так что да, такой бонус у меня есть. Но вообще творчество – оно для всех. Бывшие биологи, геологи, нейрофизиологи и почвоведы пишут сценарии как минимум не хуже бывших филологов.

Первый ваш фильм - дипломная короткометражка “Зелёные поля”. Вы сами и писали сценарий, и были режиссёром, и монтировали. Что даёт этот опыт, когда фильм делается одним человеком от начала до конца?

Конечно, это крайне полезно. Кстати, мне очень нравится западная манера кинообучения – когда специализация начинается только на третьем курсе. Первые два года ты учишься сразу всему, и в учебных съемках выступаешь в самых разных качествах – то как сценарист, то как оператор, или звукорежиссер, или продюсер. В результате горизонт у тебя изначально расширен, и если ты решил, например, сосредоточиться на написании сценариев, то очень хорошо представляешь себе, как написать историю наилучшим способом. Бывший генеральный продюсер ТНТ Александр Дулерайн, с которым я много работал, ставил задачу сценаристам так – «Заранее имейте в виду, что, скорее всего, ваш сценарий будет снимать плохой режиссер с плохими актерами. Поэтому вы должны писать так, что даже они не смогут ничего испортить». Это очень правильно, и, если вы умеете глядеть на производство кино с разных сторон, вам будет гораздо проще сделать неубиваемый сценарий.

Вы снимали и художественное, и документальное кино. Какие различия в работе с разными видами фильмов?

В принципе, это одна профессия. Недаром же при обучении документалисты могут защитить диплом игровым фильмом, а игровики – документальным. Лучший документалист на свете – по-моему, Кшиштоф Кешьлевский, и он же заодно – лучший автор художественных фильмов. Или вон Спилберг продюсировал великий документальный фильм «Шоа». Но мне в документальном кино сложней – я с трудом могу отстраниться от героев и начать их воспринимать как персонажей. А это совершенно необходимо, иначе или слишком жалко, или они тебе слишком противны, или, наоборот, слишком симпатичны – тут уже не до кино.

В рамках нашей школы вы набираете выездной курс для поездки в Грузию. Ваша группа будет работать над сценарием короткометражного фильма. В чём интерес работы с таким форматом?

Короткий метр – это квинтэссенция сценарного мастерства. Экранного времени у тебя мало, и ты не можешь позволить себе ни одной проходной сцены, ни одной проходной реплики. Просто потому, что возможности исправить ущерб у тебя уже не будет. Ты должен писать максимально точно и максимально сжато. Если ты не сможешь, допустим, к пятой сцене обрисовать своего героя, объяснить его мотивировку, создать для него мощный конфликт – все, дальше у тебя шанса не будет, там уже скоро кульминация и эпилог. Поэтому короткометражка – идеальный полигон для оттачивания сценарных навыков. Не стоит сразу садиться за полный метр или тем более за сериал, лучше сначала научиться сочинять лаконичные, емкие, точно попадающие в цель короткометражки. Ну и к тому же короткий метр – самостоятельный жанр, востребованный на многочисленных фестивалях, и вполне способный сделать имя начинающему режиссеру или сценаристу.

Слушатели будут имитировать работу сценарной группы. Какие навыки они приобретут?

Прежде всего, конечно, это будут понятные и очевидные навыки – базовое умение расписывать структуру истории, определять все ее ключевые композиционные точки, сочинять диалоги. А кроме того, обучение в группе дает возможность получать немедленный фидбек – а из этого, в свою очередь, вырастает умение глядеть на свою фантазию со стороны, объективно ее оценивать. На самом деле это одна из основных черт, отличающих профессионала от любителя. Любитель страшно счастлив от любых своих придумок – ну или наоборот, очень от них несчастлив и даже боится их кому-нибудь показывать, а там, может быть, редкостные сокровища. Профессионал умеет объективно оценивать свое творчество – и, соответственно, способен отбрасывать неудачи, не тратя на них время, и заботливо выращивать и улучшать удачи.

Что участникам мастерской следует почитать и посмотреть перед началом занятий?

Лучше всего – разыскать и почитать сценарии своих любимых фильмов. После чего - пересмотреть сами эти фильмы. Сто процентов – вы встретитесь с неожиданностями. Между письменным текстом и получившейся в результате картинкой всегда будет разница. И самое интересное и поучительное здесь – попытаться понять, чем вызвана разница: – капризом режиссера, особенностями монтажа, или же - недостатками сценария, которые стали очевидны во время съемок. Это очень полезная практика.

Могут ли к группе присоединиться участники без опыта работы в кино?

Конечно! Вполне хватит просто любви к кинематографу и желания сочинять интересные истории. Именно с этого начинали все – от Тарковского до Тарантино.

Вопросы задавала Дарья Красовская

Фото из личного архива Всеволода Бродского

май 2018


« Назад