Creative Writing School
литературные мастерские
3 года
 
Москва: +7 (495) 369-41-93
cws.workshops@litschool.pro
  Петербург: +7 (921) 090-94-64
cwspiter@gmail.com

FacebookInstagramВконтакте

Меню
 
 
 
 

Роман Сенчин: надеюсь, большой русской роман скоро вернется

CWS / Медиатека / Библиотека / Пять вопросов мастеру / Роман Сенчин: надеюсь, большой русской роман скоро вернется

На вопросы CWS отвечает Роман Сенчин, писатель, литературный критик, автор романов, сборников рассказов и статей. 

Роман Сенчин

Как вы считаете, какие качества и навыки должен развивать в себе писатель?

Главное качество – упорство. Но не в том смысле, что ты настрочил текст, и теперь упорно добиваешься его публикации, а в плане работы над рассказом, повестью, романом. Ни одно произведение не пишется сразу – нужно читать и перечитывать, замечать неверное слово, психологическую, временную, географическую, стилистическую неточности. Свое упорство нужно применять, чтобы эти огрехи устранять… А остальные качества прикладываются. Их множество и они разные. Нужно быть и открытым миру и людям, но и уметь уединяться, нужна сосредоточенность, но и способность отвлечься от работы, на время забыть о ней, чтобы взглянуть на свой текст чужими глазами. И так далее, так далее.

Как начинающему автору понять, что писательство для него – это призвание?

Если человека настойчиво тянет записать взволновавший его случай, если придуманная история буквально кипит в голове и требует, чтобы ее положили на бумагу, это скорее всего призвание быть писателем. Хорошим или плохим, это уже другой вопрос… Но стоит помнить, что никто сразу не становился хорошим писателем, мастером. Писательство, это тоже ремесло. Нельзя сесть и написать настоящий рассказ, нужно учиться, нужно, как это ни жестко звучит, – набить руку.

Какие книги на вас повлияли?

Вообще всё прочитанное так или иначе влияет. Авторы, которые меня сопровождают лет с четырнадцати и до сих пор – Чехов, Шукшин, Распутин. Часто возвращаюсь к повестям и «Воскресению» Льва Толстого, «Тихому Дону» и рассказам Шолохова, к Гоголю, Ремарку, Петрушевской.

В чём принципиальное отличие современной литературы от классики?

Классики жили в позапрошлом и начале прошлого века, но они не знали, что они классики. Просто копали очень глубоко и широко. Романы были многолинейные, автор охватывал взглядом огромное пространство. Современные писатели копают хоть иногда и глубоко, но узенько – получается этакая шахта, нора. Романы с одной линией, одним главным героем – по сути, повести… По-моему, в этом главное отличие.

Каким вы видите русскоязычный литературный мир через 20 лет?

Надеюсь, вернется большой русский роман. Примеры попыток возвращения есть, но они как правило не очень удачны. Нужна какая-то новая форма, что ли. Ее сейчас ищут… Мы до сих пор находимся в переходном периоде от советской литературы к чему-то новому. И одних заносит в неудобочитаемые эксперименты, других – в этакую кондовость. А середки, как говорится, нету… Быть может, лет через десять – двадцать литературная дорога несколько сгладится. Не в том плане, что будут писать одинаково усреднённо, но для читателей. Ну вот как писатели второй половины XIX века. Тургенев, Достоевский, Толстой, Лесков, Писемский – имели каждый свой стиль, свои темы, но работали в одном пространстве. Не исключено, что так же будет и через двадцать лет.

Вопросы задавала Дарья Красовская

Фото из личного архива Романа Сенчина

январь 2018


« Назад