Creative Writing School
литературные мастерские
3 года
 
Москва: +7 (495) 369-41-93
cws.workshops@litschool.pro
  Петербург: +7 (921) 090-94-64
cwspiter@gmail.com

FacebookInstagramВконтакте

Меню
 
 
 
 

Нина Назарова: любую историю делают детали

CWS / Медиатека / Библиотека / Пять вопросов мастеру / Нина Назарова: любую историю делают детали

На вопросы CWS отвечает журналист Нина Назарова. Она провела в нашей школе короткий курс «Как разговаривать с людьми и делать из этого истории», который был полезен не только журналистам, но и писателям, драматургам и всем, кто стремится глубже общаться с людьми.

Если интервьюер чувствует, что собеседник не раскрывается, какие психологические приёмы можно использовать?

Я, если честно, чуть-чуть недолюбливаю в этом контексте слово "психологические" — мне кажется, никаких особенных психологических глубин в этих приемах нет, они вполне стандартные журналистские. Вот самый базовый список.

Всегда невероятно помогает к разговору подготовиться: прочитать предыдущие интервью героя или героини или просто статьи по теме, если именно с вашими героями никто еще не говорил. Чем лучше вы ориентируетесь в материале, тем проще придумать точный вопрос или вовремя напомнить деталь, которая вызовет у собеседника эмоции. Вываливать все прочитанное на человека совсем не обязательно, скорее это поможет вам создать ощущение, что говорите на одном языке и действительно заинтересованы (а это всегда располагает).

Не перебивать и дать герою возможность свободно переходить от мысли к мысли — так выше шанс, что он сам выйдет на сюжет, который ему интересен и благодаря этому раскроется. В самом радикальном изводе этот совет звучит как "молчать": держать паузы сложно, и собеседнику волей-неволей захочется чем-то заполнить пустоту. Правда, важно не переборщить, чтобы не создать, наоборот, чувство неловкости.

Поспорить, если это уместно. Понятно, что если вы расспрашиваете героя о каком-то личном опыте, тут спорить не приходится, но если вы берете интервью у публичного человека и он с непроницаемым лицом шпарит по накатанному, то имеет смысл задавать сложные вопросы, упоминать, что есть альтернативные точки зрения или иные факты и просить прокомментировать.

Если речь идет о каком-то важном событии в жизни, о котором герой рассказывает слишком скупо, можно попросить максимально подробно описать тот момент: какая была погода, что человек ел на завтрак, что на нем было надето — так выше шанс, что собеседник погрузится в воспоминания и увлечется.

Как можно распознать ложь при разговоре?

Опять же, чем ответственнее вы подготовились к интервью и чем лучше ориентируетесь в сюжете, тем проще заметить, что что-то тут не то.

Можно ли умение слушать назвать талантом? А умение говорить о себе?

Талант подразумевает, что нечто кому-то дано, а кому-то нет. На мой взгляд, умение слушать это все-таки навык, который при желании запросто можно развивать в процессе работы, особенно если рядом хороший редактор (они обычно при вычитке текста любят спрашивать: "А вот тут же напрашивался такой вопрос — ты чего не спросила?").

"Умение говорить о себе" я как журналист как раз страшно не люблю — наоборот, чем непосредственнее и неподготовленнее человек, тем больше он вызывает эмоций и тем больше завораживает.

Какие книги, написанные на основе свидетельств очевидцев, вы можете посоветовать?

Самый очевидный ответ — "У войны не женское лицо" Светланы Алексиевич.

Самая сильная и запомнившаяся история, которую вы слышали от своего собеседника.

Любую историю делают детали: подробности плюс цитаты из речи героев. На первый взгляд они даже могут казаться второстепенными, но именно правильно выбранные детали позволяют превратить череду фактов в эмоциональное событие. Из недавних примеров именно из моего опыта — например, в этом тексте, который мы написали в соавторстве с моим коллегой Ильей Барабановым о женщине, чей сын погиб добровольцем в Сирии, в четвертом абзаце сверху упомянуто, как на произошедшее отреагировал ее бывший муж. Строго говоря, без этой информации можно было бы и обойтись и изначально мы так и планировали сделать — пока я вдруг не осознала, что, рассказывая про нашу командировку редактору, коллегам, близким я непременно упоминаю именно эту подробность. А это точно значит: надо брать в текст.

Вопросы задавала Дарья Красовская

Фото из личного архива Нины Назаровой

апрель 2018


« Назад