Creative Writing School
литературные мастерские
3 года
 
Москва: +7 (495) 369-41-93
cws.workshops@litschool.pro
  Петербург: +7 (921) 090-94-64
cwspiter@gmail.com

FacebookInstagramВконтакте

Меню
 
 
 
 

Ирина Щербакова рассказала студентам CWS о методе oral history

CWS / Новости

13 апреля 2018

Интервью – это сложный жанр, освоить который в течение десяти недель пытались слушатели мастерской Ольги Орловой. Оказалось, что этот жанр необходим в работе не только журналистам, но и писателям, режиссерам, социологам, антропологам, историкам. Дважды гостем мастерской стала Ирина Щербакова, руководитель образовательных программ общества «Мемориал».

Ирина Щербакова и Ольга Орлова

Ирина рассказала о своём опыте работы с методом oral history. История свидетельств помогает историкам осмыслять события, произошедшие с нашей цивилизацией. Исследования проводятся с помощью многочисленных интервью, которые учёные берут у очевидцев и участников исторических событий.

В 1970-е годы Ирина Щербакова, будучи студенткой, начала записывать интервью с людьми, вернувшимися из лагерей. Она опросила около 300 человек. Некоторыми историями Ирина поделилась с участниками мастерской и они произвели большое впечатление на слушателей. “Мне запомнилась история женщины, которая сидела на Колыме рассказывает участница мастерской Анна Валуйских,  В интервью Ирине эта женщина говорила: “Я там видела, как моют золото, какое адское место — золотые рудники, и поклялась себе, что больше никогда не буду носить золотые украшения. А посмотри на меня сейчас!”. Она смеялась и сидела в золотых серёжках и кольцах. Для меня это история про всепобеждающую жажду жизни, про то, что человек всё может пережить”.

Сама Ирина говорит, что в большей степени ей двигал интерес. Возможности опубликовать добытый материал не было, ей даже приходилось скрывать свою деятельность. Было много сложностей: от проблем с техникой до отсутствия опыта. К тому же, до 1990-х годов были засекречены архивы, а это значит, что приходилось работать без источников.

Записывая интервью, Ирина обращала внимание на то, как люди вспоминали и описывали произошедшее. Механизм памяти непредсказуем, и собеседники могли по-разному воспроизводить одни и те же события. В таких ситуациях и проявлялась специфика исторического интервью. Если журналист может «подловить» своего собеседника, указать на расхождения в его словах, то историк, наоборот, должен не обращать на это внимания и продолжать слушать. Все спорные моменты в речи интервьюируемого можно проанализировать уже после беседы.

Подобные интервью забирают много сил и у интервьюера, и у собеседника. Ирина Щербакова несколько раз повторила, что это процесс, в котором должны участвовать двое. “Иногда человеку тяжело начать разговор о прошлом, порой просто трудно вспомнить и не хочется погружаться в воспоминания. Нужно ему помочь делится впечатлениями слушательница мастерской Анна Пестерева.  Ирина Щербакова рассказала нам об одном приеме. В разговоре нужно зацепиться за деталь, которая поможет начать беседу. У женщин хорошо работает вещественная память (во что она была одета, когда ее уводили немцы), а мужчины чаще запоминают даты и точные данные (когда забрали на фронт, с кем сидел в концлагере)”. Действительно, ни одна из собеседниц Ирины на вопрос «Вы помните, какая была камера?» не ответила «Дайте листочек, я сейчас нарисую», зато многие мужчины отвечали именно так.

Говоря об особенностях женского и мужского воспоминания, Ирина вспомнила историю Анны Лариной, вдовы Николая Бухарина: “Я не разговаривала с ней сама, но читала её воспоминания. У неё была очень тяжёлая ситуация, Бухарин был расстрелян, его имя проклято, её тоже арестовали и отправили в ссылку. Но в 1939 году Анну снова вызывают на Лубянку, и она понимает, что будет важный допрос. И вот она идёт туда, ужасно похудевшая, грязная, завшивевшая, и при ней только какой-то узел с вещами. И она достаёт из него костюм, который они купили с Бухариным во время поездки в Париж. Отрывает полоску ткани от сорочки, чтобы подвязать спадающую юбку, и делает всё, чтобы несмотря ни на что выглядеть достойно и красиво”.

Ко второй встрече слушатели выполнили задание и предложили варианты групп и сообществ, которые можно было бы изучить с помощью метода устной истории. Среди вариантов были беженцы, деревенские священники, люди, усыновляющие детей с особенностями развития, выпускники детдомов. Ирина обращала внимание на то, что нужно понимать цель исследования и тогда будет легче сузить интересующую группу.

В конце занятия по просьбе слушателей Ирина Щербакова назвала три самые главные книги для тех, кто хочет больше узнать о том, как работает история свидетельств. Мы делимся этим списком и с вами.

1. Алейда Асман «Длинная тень прошлого»

2. Лютц Нитхаммер «Вопросы к немецкой памяти»

3. Пол Томсон «Голос прошлого. Устная история»