Creative Writing School
литературные мастерские
3 года
 
Москва: +7 (495) 369-41-93
cws.workshops@litschool.pro
  Петербург: +7 (921) 090-94-64
cwspiter@gmail.com

FacebookInstagramВконтакте

Меню
 
 
 
 

Марина Москвина: человеку жизненно необходимо творчество

CWS / Медиатека / Библиотека / Пять вопросов мастеру / Марина Москвина: человеку жизненно необходимо творчество

Писатель Марина Москвина рассказывает, как увлечь подростка чтением, почему всем нам необходимо творчество и что скрывает в себе детско-юношеская литература

Как вырастить творческого человека? Если родители сами не из творческой среды, как они могут помочь ребенку развивать творческое начало?

По опыту – и своему собственному, и много лет общаясь с детьми, – точно знаю, что дети – абсолютно творческие люди. Все до единого. Человек рождается творческим. Родителям нужно только поддерживать это творческое начало. Когда-то великий индийский поэт, художник и мудрец Рабиндранат Тагор потратил свою Нобелевскую премию, чтобы создать экспериментальную школу «Шантиникитан» - «Обитель мира», пространством для которой служили обширная библиотека, рощи и сады, там ученики могли не только получать знания, но и любоваться природой, медитировать, учиться петь, как поют птицы.

К сожалению, наша система образования и воспитания построена совершенно по другому принципу. Единственная надежда – на отдельных талантливых учителей и на такие вольные школы искусств, как наша литературная школа. Однако Творчество – более всеобъемлющее понятие, чем нам кажется. Испечь пирог, поливать розы, ухаживать за садом, наряжать елку, я уж не говорю – о воспитании ребенка!.. На свете есть много вещей, где можно дать волю творчеству. В любом случае, если родители хотят вырастить творческого человека – им надо вести детей тропами своей любви.

Как увлечь ребенка чтением и книгами и нужно ли вообще это делать?

Обязательно нужно! Я очень люблю слушать умнейшего нейробиолога Татьяну Черниговскую, которая все знает о мозге человека. Так вот она рассказывала, что поэзия формирует в мозге какие-то невероятно важные связи, движения нейронов, зоны, короче, что-то страшно значимое для нашей жизни. На мой взгляд, хорошая проза – та же поэзия, только по-другому записанная. А сама способность чтения! Сам процесс! Он формировался тысячелетиями, просто дух захватывает слушать – как это все происходило. Я настолько восхищаюсь Человеком, как вершиной творения, настолько верю в него, – в нем ничто не должно гаснуть, а только разгораться. Все его способности, таланты должны только расцветать, а не скукоживаться, в этом я усматриваю главную черту развития цивилизации.

В мире созданы, сочинены, накоплены колоссальные литературные богатства. Как протоптать к ним дорожку? Это непростой вопрос, и с появлением новых технологий на него огульно не ответишь. В каждой семье – у каждого ребенка – теперь этот путь свой. Он более тернистый, чем раньше, когда чтение было не трудовой повинностью, а удовольствием и даже пристрастием. Тем важнее сохранить связь человечества с Книгой! Вы не представляете, сколько сил и времени, поиска и космической энергии закладывает писатель в свою книгу, чтобы передать этот дар своему читателю.

Пять книг, которые по вашему мнению человек должен прочитать в возрасте 12-15 лет.

В своей книге «Учись видеть. Уроки творческих взлетов», посвященной ученикам моей творческой мастерской, почти в каждой главе я советую почитать что-нибудь необходимое растущему организму, чтобы эти атомы и молекулы вошли в кровь и плоть взрослеющего человека. В мир приходят души из неведомых времен и галактик. Чем они занимались в прошлой жизни, и какая там превалировала система ценностей? Кто руководил их чтением? Тайна, покрытая мраком. А тут, кроме звездного неба над головой, все-таки существует некоторый набор «нравственных законов внутри нас». И сосредоточены они, как правило, в детско-юношеской литературе. Но главное, это интересно, захватывающе, здорово написано.

Скажем, «Два капитана» Вениамина Каверина – вот будет молодец, кто вчитается! Или прочитает «Планету людей» Сент-Экзюпери. «Я умею прыгать через лужи» австралийца Алана Маршалла. Замечательные рассказы Уильяма Сарояна. «Будь здоров, школяр!» Булата Окуджавы.

Это я так, навскидку. Из современной иностранной литературы советую почитать Ульфа Старка: «Чудаки и зануды» и «Мой друг Перси», «Буффало Билл и я»; Мари Од-Мюрай «Умник», «O, boy»; Кристина Нестлингер «Само собой и вообще», «История одной семейки». А для ребят, которые не очень любят читать, рекомендую обратиться к писателю Нилу Гейману. Вот уж кто увлечет их в свои фантастические миры!

А мои любимые Майн Рид и Жюль Верн, Фенимор Купер и Вальтер Скотт, Толкиен и Конан Дойл, романы о Гарри Поттере, да хоть «Дневник слабака» Джеффа Кинни. И тут же русская и зарубежная классика…

Из современной российской литературы – Юрий Коваль «Пять похищенный монахов», рассказы «Чистый Дор» и все остальное. Марина Аромштам, что ни возьми – одно другого лучше. Сергей Махотин и Сергей Седов, Олег Кургузов, Ксения Драгунская, «Записки выдающегося двоечника» Артура Гиваргизова, Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак «Я хочу в школу» и «Время всегда хорошее». Моя «Моя собака любит джаз». Еще у меня есть интересная повесть «Дорога на Аннапурну» - о восхождении на Гималайские горы. И детективная «Не наступите на жука».

В общем, не спрашивайте меня о пяти книгах. Какие пять? Это сокровищница Али-Бабы, источник не просто удовольствия, а истинного наслаждения. Найдется на любой вкус, я вас уверяю, было бы желание.

Современные школьные стандарты, тесты, ЕГЭ приводят к тому, что дети все меньше рассуждают о прочитанном, задумываются, а все больше зубрят. Что с этим делать?

У меня в школе была любимая учительница по литературе Элла Эдуардовна Кац, она никогда не подчинялась никаким стандартам. Одним своим появлением она вносила вольный лицейский дух, после уроков читала нам вслух хорошие книжки, мы размышляли, обсуждали, спорили и писали сочинения на вольные и заданные темы. Бывало так, что я писала сочинение сразу нескольким своим друзьям.

– Я не забыл, – сказал мне мой бывший одноклассник, – как ты нам накатала сочинения по «Прощай, Гульсары» Айтматова: Рыкову на пять, Крюкову на четыре, себе на три, а мне – на кол!

Недавно я призналась в своем преступлении Элле Эдуардовне, но она и бровью не повела.

– Ну и что? – говорит. – Пусть он не сам это написал, но прочесть-то прочел, и что-то, наверняка, отложилось!

Так вот заслуженный учитель Элла Эдуардовна Кац и во времена тестов и ЕГЭ не склоняет головы перед стандартами, но для всех классов – от первого до последнего - составляет, пишет, сооружает потрясающие хрестоматии, с подбором художественных текстов и вопросами, которые активизируют в человеке мыслительный процесс. Кстати, в некоторых особо продвинутых школах по ним преподают литературу. Книги Заслуженного учителя РФ Э.Э.Кац можно найти здесь.

Почему ребенок начинает писать сам и как укрепить в нем веру в собственные силы? Как подростку не бояться быть смешным, непонятым? Как не побояться вынести свои чувства на бумагу?

Не знаю, что тут играет главную роль – может быть, книжки, а может, взрослые побуждают ребенка записывать его фантазии. Остается увлечься и даже подсесть на это дело, поскольку писательство – это страсть, которой подвластны все возрасты. Мы радуемся свободе, с которой ребенок творит свои миры, поскольку ему еще не внушили, что он – отдельный, что другие – другие, и надо бояться быть смешным и непонятым. Подрастая, мы начинаем закрываться, прятаться в ракушки, обрастать панцирем. И только редкие смельчаки продолжают петь свою песенку, сочинять истории, писать картины, что изначально предполагает детскую искренность и открытость.

Кого ни возьми – художник Ван Гог или Моцарт, поэты Хлебников, Хармс, Геннадий Шпаликов, Творец – это всегда детская открытость. Можно ли ее вернуть, повзрослев, или воспитать в себе, преодолевая боязнь быть смешным и непонятым? Трудно сказать. Но попробовать стоит.

Мне нравится возраст от 12 до 15 лет, когда жизнь движется по вертикали, когда ты открыт для этого мира, уязвим, максимально восприимчив. Где б ты ни был, с кем бы ни свела тебя судьба, чем бы ни увлекся – весь этот мир обрушивается на тебя искрящейся массой, разнородной и живой. И чтобы что-то понять, вобрать это в себя и почувствовать по-настоящему, что ты дышишь и живешь – человеку жизненно необходимо творчество. Только творчество поможет в этом. Ну, и, конечно, любовь.

Вопросы задавала Дарья Красовская

Фото из личного архива Марины Москвиной

апрель 2018

 


« Назад