Закрыть
 
Creative Writing School
Литературные мастерские
 
Москва: +7 (495) 369-41-93
WhatsApp: +7 (967) 067-70-34
cws.workshops@litschool.pro
  Петербург: +7 (921) 090-94-64
cwspiter@gmail.com

FacebookInstagramВконтакте

Меню
 
 
 
 

Алексей Вайнер: в искусстве главное — правильно и элегантно нарушать законы

CWS / О нас / Медиатека / Библиотека / Интервью: о литературе - от первого лица / Алексей Вайнер: в искусстве главное — правильно и элегантно нарушать законы

Во время ноябрьского интенсива CWS в Санкт-Петербурге художник Алексей Вайнер проведёт мастерскую комикса. Слушатели познакомятся с основными законами этого жанра и попробуют создать свои истории в картинках. В разговоре с CWS Алексей Вайнер рассказал об отношении к комиксу в России и о том, почему в его мастерской смогут заниматься люди с любым уровнем рисования.

Алексей Вайнер

В чём основные сложности создания комикса?

Да, собственно, как и в любом искусстве, в любом творческом процессе - достойная идея и достойное воплощение. Хотя, может, я и привираю. Как говорил наш педагог в художественном училище: “Нет избитых тем, есть избитые решения”. Так что, можно и из “Курочки Рябы” сделать потрясающий комикс. Наверное, самое главное и самое сложное - создать хорошие диалоги. Всё-таки комикс – это, в первую очередь, нарративное искусство, а не иллюстративное. Хотя…

Как грамотно сочетать объём текста и картинок? Есть ли какие-то ограничения, правила?

Здесь, скорее всего, нужно уметь интуитивно держать баланс между картинкой и текстом. Достигается это, как правило, на практике. Чем больше вы работаете, тем чаще автоматически принимаете правильные решения. Есть, конечно, уникумы, которым это дано с рождения, но их - единицы. Комикс сам по себе довольно перегруженная конструкция, поэтому и текст, и визуальный ряд должны стремиться к лаконизму и точности. Законы есть в любом искусстве, но их немного. К примеру, можно за полчаса объяснить человеку принципы игры на гитаре, а сколько ему понадобится лет для того, чтобы добиться приемлемого результата - это уж нам неведомо. В искусстве самое главное - не следовать законам, а правильно и элегантно их нарушать. Хотя…

Про что вы любите читать комиксы? Какие самые любимые?

Я, наверное, консервативный человек. Мне очень нравится старая школа, годов 50-х. Всё-таки в ту пору у рисовальщиков были более основательные навыки в академической графике и живописи. Jim Holdaway (“Modesty Blaise”), к примеру. К тому же я всегда стараюсь избегать ответов на вопросы о самом любимом. Этот мир слишком разнообразен и чудесен. Любимое или предпочтительное выбрать практически невозможно. Глупо, наверное, но мне до сих пор нравится “Tintin”. Когда я жил в Париже, у меня в туалете валялось много выпусков, оставшихся от предыдущих жильцов. Видимо, это просто связано с личными воспоминаниями.

На ваш взгляд, есть ли разница в понятиях «комикс» и «графический роман»?

Не знаю, могу ли что-нибудь сказать стоящее, так как даже официальная граница между этими понятиями сильно размыта. Лично мне больше импонирует обобщающее определение “комикс”, так как оно звучит более хлёстко, лаконично. Тем более, что умение выражаться кратко и точно чрезвычайно важно не только для создателя комиксов, но и для любой творческой единицы. А смысл, в принципе, один и тот же. Может быть, это лишь вопрос того, насколько серьёзно относится к себе создатель иллюстрированной истории. Я не против того, чтобы автор был серьёзен, как начальник ЖЭКа, но ангелы говорят, что таких им трудно приподнимать над землёй.

Как в последнее время развивается отношение к комиксу в России?

Интерес, безусловно, есть, и он растёт. Всё-таки комикс - явление для России инородное. Так уж сложилось. Наверное, с рождением местных, достойных “супергероев” с понятным россиянам менталитетом интерес к комиксоводству возрастёт в арифметической прогрессии. Очень хотелось бы, чтобы это был не мент и не десантник. Пока в России есть только один супергерой - Эраст Фандорин, да и тот - мент. Хотя… Я всё-таки просто артист, моё дело - создавать, а анализы давайте отдадим в руки других людей.

Вы также занимаетесь иллюстрированием книг. Чем эта работа отличается от создания комикса? Где у художника больше свободы?

Конечно, работа иллюстратора намного проще, чем работа комиксовода. Не нужно ни сочетать изображение с текстом, ни ломать голову над композицией и ритмикой полосы, состоящей из 10-12 картинок. Свободы, наверное, больше в комиксе, тут возможен более гибкий творческий алгоритм. В иллюстрации меньше ответственности, творческих терзаний и головной боли.

Иллюстрации в книге должны быть выражением мысли автора или художника?

Если на подготовительном этапе, этапе набросков-эскизов художник интуитивно “попадает” в автора, то этот вопрос отпадает сам собой за ненадобностью. Если этого не происходит, лучше поискать другого иллюстратора. Как правильно говорил один мой друг: “У тебя или есть ЭТО внутри, или его нет.”

Любите рисовать под музыку или в тишине?

Под музыку, при условии, что она мне не мешает. В основном, это инструментальный трип-хоп. К сожалению, большая часть музыкантов, в первую очередь, страстно жаждет быть услышанными. Они всё время тянут на себя одеяло, ни за что не хотят работать медитативным фоном. Инструментальная же тягомотина не мешает концентрироваться на работе.

В мастерской вы ждёте слушателей с любым уровнем рисования. Как будете работать с людьми, у которых совсем небольшой опыт?

Все мы в состоянии заниматься творчеством. Всем хочется, но не каждый пробует. В силу разных причин. В любом случае научить человека чему-то против его желания невозможно. Самое важное - помочь ему раскрыть свой творческий потенциал, простите уж за банальность. А также помочь не набить себе шишек на ровном месте. А всё остальное, будь то знание анатомии, владение композицией, техникой живописи придёт, если очень захотеть и не лениться. А мы посодействуем.

Беседовала Дарья Красовская

Фото из личного архива Алексея Вайнера

Сентябрь 2017

« Назад