Закрыть
 
Creative Writing School
литературные мастерские
 
Москва: +7 (495) 369-41-93
WhatsApp: +7 (967) 067-70-34
cws.workshops@litschool.pro
  Петербург: +7 (921) 090-94-64
cwspiter@gmail.com

FacebookInstagramВконтакте

Меню
 
 
 
 

Марина Степнова: Замысел всегда лучше

CWS / Медиатека / Библиотека / Интервью: о литературе - от первого лица / Марина Степнова: Замысел всегда лучше

Руководитель мастерской прозы CWS, писатель и сценарист Марина Степнова рассказала, как герои уходят из-под власти автора и почему она никогда не напишет роман о себе.

Марина Степнова

Вы – выпускница Литературного института. Почему выбрали этот ВУЗ, и что Вам дала учеба в нем?

В Литературный институт я попала случайно – так что это не мой выбор, просто так сложилась судьба. В 90-е годы там была целая плеяда блестящих педагогов – Е. Н. Лебедев, В. П. Смирнов, О. А. Коростелев, В. В. Калугин – так что те, кто хотел получить хорошее филологическое образование, его получали. Но, честно говоря, желающих было немного. В Литинституте отлично сбивают спесь и учат, в первую очередь, читать книги, а не писать их. Впрочем, с моей точки зрения, второе без первого просто невозможно.

Переживаете ли Вы судьбы своих героев? Или можно дистанцироваться от жизни персонажа, наблюдать за его проблемами и радостями издалека?

Разумеется, я люблю всех своих персонажей – и переживаю за них, и жалею всех без исключения, даже самых неприятных. Особенно – самых неприятных. Если вы не умеете сострадать, не стоит и пробовать писать.

Часто ли герои начинают жить своей жизнью и уходят из-под авторского контроля?

У меня персонажи всегда творят все, что захотят, я с этим смирилась. В главные герои выбиваются те, кому я планировала отвести абзац, а те, на кого я возлагала большие надежды, уходят в тень. Мне еще ни разу не удалось написать задуманную книгу – получается то, что получается. Такая вот действующая модель жизни.

Есть ли сокровенный сюжет, который Вы хотели бы воплотить на бумаге, но никогда этого не сделаете?

Я не пишу о себе – и никогда не буду писать, надеюсь. Но в этом нет ничего сокровенного. Просто создавать мир, а не воссоздавать его – и важнее, и интереснее.

В летней школе CWS Вы вели курс, посвященный написанию сценария. Что дается Вам сложнее – проза или сценарий?

Это совершенно разные виды деятельности. В сценарной работе больше ремесла, обязательных правил, в конце концов – это коллективная работа, ведь сценарий – это фактически техническое задание для десятков и сотен смежных специалистов. Проза – царство абсолютной свободы, но и ответственности больше. Нельзя свалить неудачу на плохого режиссера или скверную игру актеров. Лично мне одинаково сложно писать и сценарии, и прозаические тексты – я редко бываю довольна результатом. Замысел всегда оказывается лучше.

Курс в зимне-весенней CWS называется "Творчество, чудотворство и ремесло. Как написать хороший рассказ?" (II cтупень). Что это – вторая ступень? Какой бэкграунд необходим для того, чтобы на нее попасть?

Вторая ступень – это те, кто уже умеет писать, но пока не очень понимает, что с этим делать. Кому-то не хватает уверенности в себе, кому-то – ремесленных навыков. Даже большие таланты начинают с одинаковых ошибок – вот их мы и будем исправлять. 

Беседовала Анна Правдюк

Фото Елены Авиновой

29 ноября 2015

« Назад