Закрыть
 
Creative Writing School
Литературные мастерские
 
Москва: +7 (495) 369-41-93
WhatsApp: +7 (967) 067-70-34
cws.workshops@litschool.pro
  Петербург: +7 (921) 090-94-64
cwspiter@gmail.com

FacebookInstagramВконтакте

Меню
 
 
 
 

Олег Швец: Захотеть стать писателем – это чудо

CWS / О нас / Медиатека / Библиотека / Интервью: о литературе - от первого лица / Олег Швец: Захотеть стать писателем – это чудо

Писатель, поэт, педагог и руководитель подростковой мастерской Олег Швец рассказал, как открыл для себя creative writing, чего не хватает на уроках литературы и как он сам впервые начал писать.

Олег Швец

Вы начали писать в возрасте четырех лет. Когда юные авторы впервые начинают писать? С чем это связано?

Не возьмусь говорить за всех. Наверное, когда узнают, как из букв на бумаге складываются слова. Со мной было именно так.

Почему и когда Вы заинтересовались писательским мастерством?

Когда почувствовал, что этому в принципе можно учиться, и что предмет творческого литературного письма определенно отличается от предметов прикладных дисциплин вроде стилистики.

В 2008 году Вы окончили Литературный институт. Как проходила Ваша учеба?

Проходила, как и у многих: сначала был творческий конкурс, потом я попал к мастеру, который был со мной от первого до последнего курса, пока я слушал лекции, сдавал зачеты и экзамены. При этом литературному институту удается поместить студента в среду, где он чувствует себя особенным, свободным в проявлениях, и это прекрасное ощущение. Например, большая часть преподавателей обращалась к нам как людям, создающим искусство, а не изучающим его, что, конечно, позволяло с одной стороны иногда сачковать, а с другой – обсуждать произведения русской и зарубежной литературы не с точки зрения тех, кто их читает и изучает, а тех, кто мог бы их написать.

Что касается обучения письму, по моим наблюдениям, литинститут использует метод творческих мастерских в виде, в котором он существует уже десятки лет, что, на мой взгляд, слабо помогает желающим научиться писать. Люди собираются в аудитории, читают работы друг друга, дают обратную связь, при этом, никто не показывает им как именно это стоит делать, не ставит учебные задачи так, чтобы помочь учиться писать. Считалось, что если мы пишем, то рано или поздно все получится само собой, а это не так.

Почему вы решили заняться именно creative writing? Как Вы впервые узнали об этой дисциплине?

Узнал, когда понял, что Литературный институт вряд ли сможет мне помочь в деле, которое я считал для себя важным. Стал искать книги, и, не найдя подходящих на русском, перешел к англоязычным и так познакомился с понятиями Creative writing, Writing skills и прочими.

На какие источники Вы опирались, составляя курс? Есть ли у Вас любимые пособия?

Есть много англоязычных и крайне мало русскоязычных книг по теме. Самыми полезными для меня были, пожалуй, «Школа литературного мастерства» Юргена Вольфа,  «Dialogue» Глории Кемптон и «38 Most Common Fiction Writing Mistakes» Джека Бикхема.

В зимней Creative Writing School Вы возглавите мастерскую для подростков. Чем детская аудитория отличается от взрослой?

Существует масса факторов обучения, и они, в моем понимании, делятся не только на взрослые и детские. Вообще такое разделение я считаю в некотором роде дискриминацией, которая допустима, когда мы говорим о законе[1], а в обучении может навредить. Допустим, мы делим людей на взрослых и детей. Хорошо. Тогда, пожалуйста, давайте уточним, о каких «детях» мы говорим? О мальчиках или девочках? Достигших полового созревания или не достигших? О кинестетиках или визуалах? О холериках или флегматиках? Из полных семей или неполных? Из густонаселенных городов или сельских местностей?

Методически, как правило, молодым студентам обычно (не всегда) больше подходит среда, в которой больше движения, более короткие инструкции, а достижение целей заданий более приближено по времени. Можно долго продолжать уточнять, чем одна аудитория отличается от другой и натыкаться на новые факторы, которые будут влиять на то, как именно эти люди учатся. Взрослых это касается не меньше. Да, у некоторых «детей» чаще готовы распахнуться глаза и развеситься уши, когда вы негромко произносите «жили-были», и такие «взрослые» тоже есть. Да, у некоторых «взрослых» чаще проявляется способность управлять своим вниманием, сосредотачивая его на нужном предмете и руководствоваться отдаленными целями при обучении, и такие «дети» тоже есть.

Почему подросток сегодня может захотеть стать писателем?

Понятия не имею, наверное, это чудо. Мне вообще кажется чудом, что мы можем чего-то такого хотеть: играть на музыкальных инструментах, сочинять тексты, пинать мяч, разбираться в фотографии, собирать банки, марки, прочее, увлекаться занятиями, не приносящими какой-то явной выгоды.

Чего не хватает школьникам, начинающим писателям, на уроках русского языка, литературы?

Думаю, что в школе не хватает занятий, направленных на развитие навыков применения языка. Чаще учат не как сказать или написать, а тому, как устроено то, что уже сказано и написано. Да, дети иногда создают тексты в жанре сочинения, и, поскольку он довольно строгий, после сдачи выпускных экзаменов к нему не возвращаются.

Возраст будущих участников мастерской – от 13 до 18 лет. Будет ли ребятам интересно друг с другом?

По моему опыту, именно в таких группах может возникнуть коммуникация. Старшие учат младших «жизни», младшие старших – фантазии, а что еще надо?

Как студенты мастерской смогут применить полученные знания, навыки в будущем?

Я рассматриваю мастерскую как возможность. Те, кто ею воспользуются, скорее всего, смогут с большей точностью отражать словами на бумаге образы, которые хотели бы отразить.
 

По действующим законам мы различаем совершеннолетних и несовершеннолетних граждан, в частности, при работе с последними, я обязан руководствовать главой 2 ФЗ 436 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", т.е. не имею права использовать тексты некоторых литературных произведений, что иногда раздражает, в том числе и самих студентов, и, несмотря на это раздражение, я призываю себя и студентов этим законам  следовать.

Беседовала Анна Правдюк

Фото Анны Правдюк

6 ноября 2015

« Назад