Закрыть
 
Creative Writing School
литературные мастерские
 
Москва: +7 (495) 369-41-93
WhatsApp: +7 (967) 067-70-34
cws.workshops@litschool.pro
  Петербург: +7 (921) 090-94-64
cwspiter@gmail.com

FacebookInstagramВконтакте

Меню
 
 
 
 

Ксения Букша: creative writing нужно даже тем детям, которые не пишут

CWS / Медиатека / Библиотека / Интервью: о литературе - от первого лица / Ксения Букша: creative writing нужно даже тем детям, которые не пишут

На петербургский интенсив CWS приглашает не только взрослых, но и детей. Писатель, поэт и журналист Ксения Букша в мастерской «Своими словами» расскажет и покажет юным слушателям, какой интересной и увлекательной может быть игра со словом. В интервью CWS Ксения Букша рассказала, чего не хватает школьникам на уроках литературы и чем creative writing может быть полезно подросткам.

Ксения Букша

В чём, на ваш взгляд, сложности работы с детьми?

У всех детишек разные возможности, развиваются они неравномерно, и трудно быстро выяснить, какие задания — на их уровне, а какие слишком легкие или сложные.

Чем детская аудитория отличается от взрослой?

Дети в каком-то смысле менее креативны, чем взрослые, с ними надо поначалу творить вместе. А в каком-то более: у них меньше «оценочных» барьеров, им проще высказаться, не заморачиваясь контекстом.

О чём будете разговаривать с детьми в своей мастерской? Чему они научатся?

Я буду играть с детьми в словесные игры, рассказывать о словах. Дети будут сочинять слоганы, составлять фразы по заданию, придумывать маленькие сюжеты-ситуации и т. д. Цель моя не научить, а дать новый опыт: показать, как можно свободнее обращаться со словами, с речью, с языком. Каждый может, если захочет, найти этому опыту любое применение — развлекаться, творить и т.д.

Чего школьникам не хватает сегодня на уроках литературы?

Смотря на каких уроках. Если взять обычную школу, то не хватает им примерно всего, легче перечислить, чего «хватает». Навскидку: чтения, разнообразия, зарубежной литературы, современной литературы, самостоятельного творчества, мало пишут сочинений, мало актуальных тем, не хватает разговора о чувствах... Ну и так далее.

Интересуются ли ваши дети литературой? Пробуют ли писать что-нибудь?

Старшие: сын очень много читает, дочка тоже начала читать. Самая младшая слушает мое чтение. Старший сын пишет книжки для младшей сестрички. Иногда пишет и просто рассказы. Ему почти 11.

Помните себя в возрасте 10-12 лет? Что вас увлекало?

Я очень любила общение, и мне его всегда не хватало. Могла часами болтать по телефону, для этого у меня была пара понимающих приятелей. Читала очень быстро и очень много, в любую свободную минуту, часто на уроке под партой. Если не болтала, то читала. Ещё сочиняла музыку, увлеченно смотрела политику по телевизору — тогда она была очень интересная. Болела за «демократов».

На какого книжного персонажа в детстве хотели быть похожей?

Чтобы «хотеть быть похожей» - таких не припомню. А вот в отрочестве, лет в 13, начала очень глубоко и сильно как бы «входить в положение» нескольких не самых известных исторических лиц. Изучала их жизнь, опыт. Не восхищалась, не подражала, скорее сочувствовала, ощущала сходство и различие наших характеров. Это было такое «воспитание чувств» для меня.

Какие книги на вас повлияли?

Валерия Новодворская «По ту сторону отчаяния», Достоевский, Тургенев, Адам Мицкевич «Пан Тадеуш», Майкл Льюис «Покер лжецов», Кен Кизи «Над кукушкиным гнездом», Дик Фаринья «Если очень долго падать, можно выбраться наверх», Вирджиния Вулф «Орландо», «Миссис Дэллоуэй», Гюнтер Грасс «Собачьи годы», «Жестяной барабан», Шервуд Андерсон «Уайнсбург, Огайо», Лидия Гинзбург «Записки блокадного человека», Мераб Мамардашвили «Лекции о Прусте», стихи Введенского и Уильяма Блэйка, песни Тома Уэйтса и т.д.

Что бы вы порекомендовали обязательно прочитать сегодняшним подросткам?

Думаю, они и без меня разберутся. Мой сын, если из подросткового, любит трилогию Гэри Шмидта («Битвы по средам» и т. д.), антиутопии Лоис Лоури, Аннику Тор. Вообще, если человек фанат чтения, он найдет себе свои книжки. Ну а если не любит, то можно и не читать ничего, есть фильмы, театр, хоккей, рэп, кстати, отличная штука, и многое другое.

Как журналистика и литература стали основным делом в жизни?

Просто я всю жизнь люблю и умею писать, мне это интереснее других занятий.

Считаете ли вы писательское дело «профессией»? Или это не подходящее определение?

Ну, мне не очень интересно рассуждать о профессиях и о том, где какая из них начинается и кончается. Разве в этом суть? Можно просто что-то делать, что тебе нравится, а как это назвать, ты решаешь сам.

Откуда берёте идеи для романов, рассказов, стихов? Чем вдохновляетесь?

Оттуда же, откуда все берут идеи для постов на fb, темы для разговоров с приятелями, откуда берутся наши сны, темы для статей и все остальное. Я предпочитаю считать, что мы все потенциально креативные люди и нам есть откуда все это брать: отовсюду, из мира, из себя, от Бога, из жизни, из природы, из воды, из овсянки, не знаю, нужное подчеркнуть.

Чем creative writing может быть полезно подросткам?

Очень хороший вопрос. Я считаю, что иметь дело со словами, с речью, - это отличная практика, которая нужна даже тем, кто типа «не пишет». Во-первых, это отличная профилактика как алекситимии (неумения говорить о чувствах, неосознавания своих чувств), так и, наоборот, веры во всевластие слова. Начинаешь четко понимать, что вообще возможно высказать, а что — тоньше, чем слова. Во-вторых, человек, который чётко разбирается в оттенках смыслов, - его очень трудно надуть, ему никакая пропаганда и реклама не навешает лапшу на уши. В-третьих, если такой человек берется что-то говорить или писать, то он видит, когда он сказал именно то, что хотел, своими словами, свои мысли и чувства высказал. Потому что если этого умения обращаться со словами нет, то человек с тоской понимает, что внутри одно, а люди видят/слышат другое. Ну и в-четвертых, с помощью слов можно самыми разнообразными способами развлекаться и неожиданные вещи делать, я не о словесных играх сейчас говорю, а о самых разных внутренних практиках, можно формировать свое отношение к разным вещам, усиливать или ослаблять настроения, помогать другим, творить, разговаривать с кем и с чем угодно, вплоть до котиков и Бога.

Какие навыки должен развивать в себе юный писатель?

Два. Первый - умение снимать цензуру и оценочность, «набрасывать на вентилятор, чтобы разлеталось». А второй - умение понимать, когда он сказал лажу, а когда это согласуется с какой-то внутренней правдой, которую он чует. 

« Назад