Закрыть
 
Creative Writing School
литературные мастерские
 
Москва: +7 (495) 369-41-93
WhatsApp: +7 (967) 067-70-34
cws.workshops@litschool.pro
  Петербург: +7 (921) 090-94-64
cwspiter@gmail.com

FacebookInstagramВконтакте

Меню
 
 
 
 

Алена Карась: Сейсмограф времени

CWS / Медиатека / Библиотека / Интервью: о литературе - от первого лица / Алена Карась: Сейсмограф времени

Известный театральный критик, председатель экспертного совета премии «Золота маска» и руководитель только что объявленной мастерской по арт-эссе Алена Карась рассказала о том, на каком языке стоит говорить о современном искусстве, почему лучше всего для этого подходит форма эссе и на кого рассчитан ее курс.

Алена Карась

Почему и когда Вы решили писать о современной культуре?

Театральный критик обязан писать о современной культуре, он живет в современности, нащупывая ее новые коды, ее языки и чувства. Но задача его, как говорил Оден, вписать современность в контекст истории и диалога традиций. Так что – решение писать о современном у меня полностью совпало с решением быть критиком.

Что в современном театре Вам особенно интересно? Какие тенденции Вам нравятся?

В современном театре мне интересно ровно то же, что и в жизни и в самой форме эссе – парадоксальная, неуловимая, мерцающая противоречивость идей и форм. Неожиданное свечение актера в самых острых и концептуальных произведениях, таких как «Сказки Пушкина» у Роберта Уилсона, или «Кому на Руси жить хорошо». Новый сдвиг, новое понимание границ между искусством и жизнью, как в спектаклях Юхананова и Волкострелова, Александровского и Геббельса. 

Как председатель экспертного совета Золотой маски Вы, наверное, много ездите по России. Каков современный русский театр за пределами столиц?

За пределами столиц в театры ходят не меньше, если не больше. Смотрят часто более открыто, непредвзято. Театр в Красноярске, Новосибирске, Кирове, Екатеринбурге или Перми порой бывает ярче и выразительней, чем в Москве или Питере. В Якутске или Казани можно и вовсе встретить самые неожиданные, небанальные подходы к театру.

На занятиях мастерской студенты будут смотреть самые интересные спектакли нашего времени. Что это будут за постановки? 

Эссе устремляется вслед за искусством театра, которое на рубеже веков все сильней стремится за пределы своих границ. Будем следить за этим бегом в спектаклях Хайнера Гёббельса и Ромео Кастеллуччи, Анатолия Васильева и Кристиана Люпы, Клима и Бориса  Юхананова.

Как и на каких площадках сегодня следует говорить об искусстве? 

Хрупкие смыслы нашего времени, запечатленные в искусстве, ждут интеллектуальной рефлексии в университетской среде, на интернет-порталах, в газетах и журналах. Авторский уникальный голос, «отягощенный» образованием, является по сути единственным навигатором в рыночно-ориентированном культурном пространстве.

Насколько востребован и интересен жанр арт-эссе, эссе о культуре в современном мире? Чем он отличается от рецензии? 

Эссе – летучее соединение поэзии и прозы, аналитического и образного – точнее всего способно проникнуть в магму современного искусства с его подвижными границами видов и жанров. Учась у философии и поэзии, оно бесстрашно вступает в творческий диалог с читателем/зрителем, отдавая ему право самому формулировать смыслы. Эссе – в отличие от рецензии – тончайший сейсмограф времени, к которому прибегают не только журналисты и критики, но кураторы и творцы.

Значение слова «эссе», впервые предложенного Монтенем, восходит к французскому essai – проба, попытка. Эссе – это жанр жанров, попытка писать всем существом, отслеживая места духовных напряжений, взрывов, траекторий побега за границы самого себя, проба вечного диалога с Другим.

Почему в разговоре об искусстве ХХ-ХХI веков справедливо говорить о новом языке восприятия художественной реальности? Какой он, этот язык?

Вечно «неготовый», незавершенный статус произведений современного искусства требует адекватной формы описания, которым и оказывается эссе, способное уловить и передать мерцание и перформативную игру смыслов.

Кто может и должен говорить об этом? Кому может быть интересен курс по арт-эссе?

Об искусстве сегодня могут и должны говорить интеллектуалы, одержимые манией письма и воспринимающие себя как медиумов, посредников между разными мирами. Курс рассчитан на тех, кому хочется расширить, изменить представления как об искусстве, так и о критических форматах и жанрах, кто хочет погрузиться в более яркую и экспериментальную ситуацию творчества. 

Беседовала Анна Правдюк

Фото Анны Правдюк

7 ноября 2015

« Назад