Закрыть
 
Creative Writing School
Литературные мастерские
 
Москва: +7 (495) 369-41-93
WhatsApp: +7 (967) 067-70-34
cws.workshops@litschool.pro
  Петербург: +7 (921) 090-94-64
cwspiter@gmail.com

FacebookInstagramВконтакте

Меню
 
 
 
 

Ирина Лукьянова: писателю важно находиться в состоянии открытости миру

CWS / О нас / Медиатека / Библиотека / Интервью: о литературе - от первого лица / Ирина Лукьянова: писателю важно находиться в состоянии открытости миру

19 августа начнутся занятия в  мастерской Ирины Лукьяновой «Смотреть и видеть» (10-13 лет). Ирина Лукьянова – писатель, колумнист, журналист, преподаватель, автор множества романов и рассказов. В серии «Жизнь замечательных людей» вышла ее книга «Корней Чуковский», а повесть «Стеклянный шарик» заняла третье место на конкурсе «Книгуру».В преддверии мастерской мы попросили мастера рассказать, что «посмотрят и увидят» будущие писатели и почему это необходимо каждому ребенку, а также дать несколько полезных советов родителям пишущих детей.

Часть занятий вашей мастерской будут проходить на улицах города. Почему важно научиться описывать окружающую жизнь?

Пишущие дети часто пытаются рассказать историю, но она получается недостаточной: их герои висят в пустом пространстве, передвигаются по едва намеченным улицам, едят что-то неопределенное – мир, в котором живут персонажи, оказывается недостоверным, неосязаемым, плохо продуманным, вообще неживым. Вот для того, чтобы пространство текста наполнилось цветом, запахом, звуками, ощущениями, вообще жизнью – это и нужно. Да собственно, это вообще нужно для того, чтобы ярче воспринимать жизнь и окружающий мир, находить в нем чудеса и источники радости.

Вы посетите пять точек на огромной карте Москвы – парк Горького, Даниловский рынок, Донской монастырь, Аптекарский огород и зоопарк. Почему именно эти места?

Рынок, кладбище, церковь – пространства, у которых есть своя атмосфера. Свои краски, звуки, запахи. Можно посмотреть своими глазами – и почитать, как описывают те же места известные писатели, как передают эту атмосферу. В зоопарке можно наблюдать не только за животными, но и за людьми, которые смотрят на животных. А в парке именно за людьми и надо наблюдать. Это очень важное умение для пишущего человека: отключиться от собственных мыслей, оторваться от телефона, в котором все время что-то происходит, смотреть, слушать, чувствовать, запоминать – вообще находиться в состоянии открытости миру.  Но вообще, конечно, смотреть и видеть можно в любом месте города. На площади, в метро, в автобусе, на улице, в промзоне. Другой вопрос – куда тащить группу детей. В метро легко помешать другим пассажирам, потеряться, плохо слышно. В промзону – тоже так себе вариант. Так что выбирала еще и симпатичные места для прогулок недалеко от центра. 

Будете ли вы что-то читать в программе вашего курса? 

Мы будем читать небольшие выдержки из текстов самых разных писателей, где встречаются описания тех мест, где мы побываем. А еще я даю много материала «как не надо» из личной коллекции. Когда человек может не только интуитивно ощутить, что ему в этом тексте что-то не нравится, но и сказать это словами, он сам для себя формулирует важные правила, оттачивает свой литературный вкус. 

Планируются ли какие-то групповые семинары, взаимодействие юных участников? Насколько травматичным в этом возрасте может оказаться комментарий сверстников?

Да, мы будем писать небольшие тексты и обсуждать их. Я, конечно, предупреждаю, что всякая критика должна быть конструктивной. Травматичным может оказаться любой опыт – зависит от самочувствия участников. Для некоторых травматичный опыт – не то что выслушать чужую критику, а прочитать свой текст вслух. А для других – открыть дверь и войти в помещение, где есть чужие люди. Поэтому – никакого принуждения, во-первых, и конструктив, во-вторых. А чтобы никто никого не обижал и у каждого нашли что-то хорошее, за что можно зацепиться – это уже моя задача.

Есть ли какая-то конечная цель у вашей мастерской, чему должны научиться ее участники?

Это мастерская помогает освоить некоторые умения, которые могут пригодиться потом, но когда и как именно – я не могу предсказать. 

А если говорить шире, то дети осваивают это как будущий профессиональный навык (не только писательский, но вообще художественный) или для «общечеловеческого» развития?

По-моему, и то, и другое. 

 

Пять советов родителям пишущих детей от Ирины Лукьяновой

1. Докажите ребенку, что с вами может быть интересно

Дети – это аудитория веселая, интересная и беспокойная. Занятия с ними вообще не очень просто проводить: сначала докажи, что с тобой может быть интересно. Но если докажешь – дальше легко. Самое трудное в литературных занятиях с детьми в этом возрасте – научить их доверять себе, собственному опыту и собственному мироощущению, не пытаться воспроизводить шаблоны, отказаться от следования готовым образцам. То есть делать совсем не то, чему учат в школе. 

2. Откройте детям хорошую прозу

Что читать – хорошую прозу, подходящую для этого возраста, любую по выбору. Если выбирать прямо «чтение к курсу», я бы выбрала «Три толстяка» Олеши и «Белеет парус одинокий» Катаева. Там интересны не столько революционные события, сколько взгляд на мир – то, как Олеша создает вымышленный мир, а Катаев воссоздает реальную Одессу 1905 года.

3. Баланс свободы и помощи 

Для меня грань – в какой-то модальности. Есть разница между «делай так» и «а если вот так?», между «не делай так» и «если сделать так, получится то-то». Полная творческая свобода иногда уводит ребенка на путь подражания третьесортным образцам. Полезная поддержка позволяет ребенку, пожалуй, увидеть свою работу в более широком культурном контексте чем тот, что есть у ребенка, отточить свою систему координат, взять на вооружение что-то новое – вот то самое чувство, которое выражается забавным современным выражением «а что, так можно было?».

4. Не пытайтесь корректировать творчество своих детей

Родители, которые из благих побуждений пытаются «корректировать» творчество своих детей, довольно часто их обижают и заставляют «молчать, скрываться и таить». Так происходит и с действительно талантливыми людьми – известен, например, случай, когда маленький Макс Волошин принес свои стихи маме, Елене Оттобальдовне, а она их так раскритиковала, что надолго отбила сыну охоту если не писать стихи, то как минимум показывать их маме. Все дети до определенного возраста пишут подражательно. Гениев, которые видны с раннего детства, не так уж много, и даже у Пушкина юношеские стихи – тоже подражательны. Подражательную чепуху писали Некрасов, Гоголь, многие другие. Это нормальный этап взросления. Способствовать можно, если дать своему ребенку хорошую литературную среду, во-первых, и богатство жизненных впечатлений, во-вторых – чтобы детский опыт не исчерпывался содержанием прочитанных книг. 

5. Жить и радоваться

Жить, радоваться, всматриваться в жизнь, осваивать ее и непосредственно – глазами, ушами, носом, осязанием, – и опосредованно, через культуру, литературу, чужой опыт. Создавать богатый мир в своей голове. Чем больше содержание головы – тем больше строительного материала для тех миров, которые вы будете строить. 

Беседовал Марсель Хамитов

Фото Дарьи Красовской

август 2018

« Назад