Закрыть
 
Creative Writing School
Литературные мастерские
 
Москва: +7 (495) 369-41-93
WhatsApp: +7 (967) 067-70-34
cws.workshops@litschool.pro
  Петербург: +7 (921) 090-94-64
cwspiter@gmail.com

FacebookInstagramВконтакте

Меню
 
 
 
 

Алексей Вдовин: герои биографий не нуждаются ни в нашем оправдании, ни в хуле

CWS / О нас / Медиатека / Библиотека / Интервью: о литературе - от первого лица / Алексей Вдовин: герои биографий не нуждаются ни в нашем оправдании, ни в хуле

Алексей Вдовин, филолог и доцент ВШЭ, - один из авторов онлайн-курса нон-фикшн, который начинается в CWS 30 сентября. Алексей рассказал нам о жанре биографии, соцсетях и главных правилах хорошего текста



На очных и онлайн курсах CWS вы рассказываете про написание биографии. Кто ее читатель, кому интересен этот жанр? 

По моему убеждению, биографии читают все - и в виде толстых книг серии ЖЗЛ, и в виде коротких очерков в журнале Story, и в виде эссе на многочисленных порталах. И некоторые лонгриды тоже подчас выглядят как биографии. При этом что разные срезы населения потребляют разные биографии. Кто-то предпочитает конспирологические повествования, кто-то беллетризованные, а кто-то - научно-достоверные. На все есть свой читатель. 

Вы автор биографии Николая Добролюбова. Расскажите о вашей работе! 

Добролюбовым я занимался 10 лет, а написал книгу фактически за несколько месяцев. Так быстро, потому что накопил огромный, в том числе архивный материал и опубликовал о моем герое несколько научных статей. Трудностей было, конечно, немало: во-первых, добиться достоверности и научной точности и в то же время не потерять легкость и доступность. Не знаю, удалось ли это в полной мере, но мои родители, которые не искушены в высокой науке, говорят, что им было в целом все понятно. Это для меня важно. 

Как глубоко автору нужно погрузиться в жизнь того, кого он исследует? Где граница?

Да, автор должен довольно глубоко погрузиться, если хочет, чтобы биография получилась не однодневкой и пережила свое время. Ведь главная проблема в чем? В том, что чаще всего биография пишется на потребу дня и очень пропитана духом момента (вспомните, массу советских жизнеописаний, которые сейчас все сдают в макулатуру, а ведь и 50 лет не прошло!). Для того, чтобы написать качественно, нужно, конечно, проработать ключевые эпизоды биографии героя, а для этого - раздобыть и осмыслить все доступные источники. Это отнимает много времени. И только после проработки источников начинается отбор. Вот это и есть граница: ты решаешь, что войдет в повествование, а что нет. Потому что о каждом дне жизни героя написать невозможно. Нужно концептуализировать, обобщать и абстрагировать.

Как написать интересную биографию? Главные правила этого жанра для вас.

Для меня правил три: строгая научность (то есть проверяемость фактов), исследовательская честность и непредвзятость. Герои не нуждаются ни в нашем оправдании, ни в хуле. Они крупнее, масштабнее нас, и просто требуют, как и все мертвые, к себе уважения. 

Чтобы написать нон-фикшн книгу обязательно ли быть специалистом в той области или важнее быть увлеченным темой, а разобраться можно по ходу работы?

Думаю, что не обязательно. Есть много примеров удачных, ярких биографий, написанных авторами - не специалистами в той области, к какой принадлежит их герой. Хотя конечно верно и обратное: у специалистов часто получается гораздо лучше. Но повторю, не думаю, что есть однозначное правило. 

Биографии обычно пишут о выдающихся, знаменитых людях. А если мой герой - простой человек, не публичная личность, но со своей судьбой, ее изломами и поворотами. Может ли это быть кому-то интересно? 

Конечно! Сейчас, после последние 25 лет после 1991, многие семьи в России пишут биографии своих предков или репрессированных родственников. Я читал несколько таких книг о локальных династиях провинциальных священников - людей, никому в большом мире неизвестных, но это потрясающе интересное чтение, поскольку погружает тебя в мир, который тебе вообще не знаком, но очень притягателен. Это мир "России, которой больше нет", и который был как бы вычеркнут из истории. 

Раньше люди писали дневники, теперь их во многом заменили соцсети. Мы ценим документы прошлого, ведь не так уж много свидетельств ушедших столетий до нас дошло. Но насколько велика ценность подобных современных текстов? 

Сложно сказать. Мне кажется, что есть два типа ценности - прагматическая, т.е. цель наших сообщений, попросту говоря- коммуникация. А есть ценность абсолютная, о ней и вопрос. Из синхронной точки зрения абсолютной ценности у наших сообщений в соцсетях и мессенджерах никакой нет. Но пройдет 70-100 лет и они точно начнут ей обладать, как обладают ей в глазах историка теперь рабочая переписка редактора газеты или проститутки середины 19 века. Это бесценные источники для реконструкции образа мысли людей прошлого. 

Как вообще понять, что моя тема для нон-фикшн интересна? Вот я изучаю какую-то очень узкую тему, люблю ее и болею за нее. А вдруг она кроме меня никому больше не нужна? 

Кто-то умный сказал, что если какая-то тема страшно занимает тебя, значит она может быть интересна и многим другим - со сходных складом ума или кругом интересов. Надо пробовать и зондировать. Главное - настойчивость. 

Беседовала Юлия Виноградова

Фото Дарьи Красовской

Сентябрь  2018

 

« Назад