Creative Writing School
литературные мастерские
3 года
 
Москва: +7 (495) 369-41-93
cws.workshops@litschool.pro
  Петербург: +7 (921) 090-94-64
cwspiter@gmail.com

FacebookInstagramВконтакте

Меню
 
 
 
 

Елизавета Александрова-Зорина: писатель должен быть очень упрямым

CWS / Медиатека / Библиотека / Пять вопросов мастеру / Елизавета Александрова-Зорина: писатель должен быть очень упрямым

На вопросы CWS отвечает Елизавета Александрова-Зорина, писатель, публицист, автор пяти книг прозы, вышедших отдельной серией в «Эксмо».

Как вы считаете, какие качества и навыки должен развивать в себе писатель?

Писатель должен быть очень упрямым. Основная работа над книгой - это переписывание и редактура или просиживание над блокнотом/ноутбуком, когда ничего не пишется и не придумывается. Один советский писатель сказал: для того, чтобы писать книги, нужно иметь каменный зад. Грубо, но верно. К тому же далеко не всем удаётся издать свои книги сразу, а если удаётся издать - хоть малейшего признания приходится часто ждать годами и десятилетиями (его можно и не дождаться). Упрямство и терпение тут совсем не будут лишними.

А ещё писатель должен стремиться к одиночеству и уметь быть одиноким. Книга (или её части - главы, истории, характеры героев, детали, метафоры) рождаются в молчании, в раздумьях, в одиноких прогулках. Веселье, шум и суета сбивают с рабочего ритма. По сути все писатели одиночки и сумасшедшие. И это одинокое сумасшествие придётся в себе культивировать. Только перед этим хорошенько подумать - а оно мне надо?

Как начинающему автору понять, что писательство для него - это призвание?

Я не буду оригинальна и процитирую Толстого: «Если уж писать, то только тогда, когда не можешь не писать». Литература в чистом виде не приносит сегодня ни славы, ни денег, ни уважения в обществе. Редким писателям удаётся прославиться и разбогатеть, но, как правило, это происходит не благодаря книгам, а с помощью кино и театра или - ещё чаще - политической карьеры. Остальные не могут прожить на свои гонорары и вынуждены трудиться в совершенно иной области, а писать - в свободное от работы время.

Так что если можете не писать, не пишите. Сэкономите время и силы, убережёте себя от разочарований и обманутых надежд. А если не можете - то это ваше призвание. Даже не знаю, поздравить вас с этим или посочувствовать.

Какие книги на вас повлияли?

Меня как автора сформировали и книги, которые я читала, и фильмы, которые смотрела. Если перечислять писателей, то это Чехов, Камю, Фриш, Маркес, Павич, Сарамаго. Если говорить о кино, то на меня повлиял итальянский неореализм, особенно итальянское политическое кино.

В чём принципиальное отличие современной литературы от классики?

Скажем так, принципиальное отличие есть в роли, которую играет литература, и в положении писателя в обществе. Писатель сегодня - это человек, который занимается элитарным, непопулярным у широких масс искусством, это человек, который не имеет никакого влияния ни на общество, ни на власть. Времена, когда писатели меняли мир, ушли. Не знаю, кто сейчас меняет мир: может быть, кинорежиссёры, может быть, создатели мобильных приложений, но уж точно не писатели.

Но во всём можно найти повод для оптимизма: современным авторам не угрожает ни серьёзная цензура, ни идеологизация творчества, ни преследование за написанное. Они могут писать о чём хотят и как хотят, экспериментируя и с формой, и с содержанием. Никогда у писателей не было такой свободы, как сегодня, и очень жаль, что они её не пользуются.

Каким вы видите русскоязычный литературный мир через 20 лет?

Последние десятилетия русская литература неумолимо деградирует. Тексты становятся всё хуже, тиражи всё меньше, читатели разбегаются в разные стороны. Если ничего не переменится, то через 20 лет мы будем приплачивать своим читателям, чтобы они нас читали. 

Вопросы задавала Дарья Красовская

Фото из личного архива Елизаветы Александровой-Зориной

декабрь 2017


« Назад