Creative Writing School
Creative Writing School
литературные мастерские
cws.workshops@litschool.pro
+7 (926) 105-16-72

FacebookInstagramВконтакте

 

Конкурс в CWS: критерии и мнения

Главная » Новости

01 августа 2016

Сегодня мы опубликовали результаты конкурса на бесплатные места и узнали у мастеров, по каким критериям проходило оценивание работ и определение победителей конкурса. Майя Кучерская, руководитель CWS, рассказала, почему конкурс – процедура для писателя ненужная, но для CWS – необходимая.

Майя Кучерская, руководитель проекта Creative Writing School, о конкурсе в CWS:

«Идея состязания противоречит природе творчества. Творчество дано нам для радости, для умножения красоты, для более тонкого понимания людей, предметов, явлений, для осязания пределов собственной свободы. Да много для чего. При чем тут конкурсы, отборы, премии, бег взапуски, пот, хрип и сбитое дыхание?

Вообще ни при чем.

Мы пишем не для того, чтобы нас отобрали. А для радости, для умножения красоты… И все равно постоянно оказываемся в позиции, когда наши работы отбирают. Человечество не придумало пока другого способа ориентации в мире и упрямо строит иерархии, рейтинги. Даже в творчестве, даже в искусстве. Вот и в CWS. Обидно, когда ты не прошел. Непонятно, почему ты нет, а он да. Значит, ты ни на что не годишься? Значит, тебе вообще не надо писать? 

Вот точно «нет».

В нашем с вами случае это означает совсем иное: данному мастеру другие тексты понравились больше. Потому что главный критерий оценки все равно какой? «Нравится-не нравится». Его никто не отменял. И не отменит! Любой выбор в искусстве субъективен.

Объективные критерии, конечно, существуют – новизна приемов, темы, ракурса, глубина идеи, убедительность образов – да. Легче вам станет, если возле каждого из них будет проставлен балл? Вряд ли. Потому что вся эта вереница послушно летит вдогонку вожаку, кричащему: «нравится!». Выработка объективных критериев – только попытка рационализировать этот гармоничный и цельный выкрик, этот оглушительный кряк, проверить его алгеброй.

И еще каждый мастер, сознательно или нет, набирая группу, собирает свой камерный оркестр. Скрипки, альты, виолончели, гобои, валторны – всех понемногу. А вот клавесин вообще нужен только один. Может быть, вы просто оказались вторым? А может, четвертым? Это не понять и не выяснить, остается только сочинять и радоваться этому дальше, всегда».

 

А вот и критерии, по которым проходил отбор.

Ольга Славникова, руководитель мастерской «Проза для начинающих»:

Задание «Мне девяносто. Мое прекрасное утро» заключало в себе четыре основных уровня сложности.

Первое: следовало «переселиться» в тело пожилого человека. В основном участники конкурса – люди молодые, потому они не могли опираться на собственный опыт. Достоверность могла быть достигнута за счет воображения, и тут уж, как говорится, бог в подробностях. Перевоплощение получилось довольно убедительным у многих конкурсантов. 

Второе: задание предполагало найти для девяностолетнего человека источники радости жизни. Вот тут многие срезались, впали в банальность. Запах сада, моря, внуки, коты и собаки – это встречалось у половины авторов. Особенно популярна оказалась чашка утреннего кофе. Если хотите ощутить, что вы будете пить в девяносто – спустите в чашку черного с сахаром полпипетки йода. Этот уровень прошли те, кто увидел радость пожилого человека в преодолении – расстояния, упрямства предметов и т.д. 

Третье: если этюд писался от первого лица, то действие его относилось к середине или даже к концу нынешнего века. Задание предполагало проникновение в будущее. Футурологии в конкурсе оказалось немного – всего три-четыре любопытных опыта и несколько попыток. 

Четвертое: даже в небольшом объеме текста был желателен сюжет. Возможность заключалась в том, что герой (или героиня) прожил длинную жизнь. Самый очевидный ход – обратиться к воспоминаниям. Многие это и сделали не без изящества, особенно когда соединили старика с ребенком, которым он был когда-то. Однако наилучшими этюдами мне показались те, где сюжет происходит в настоящем, а корни его в прошлом. Порадовало присущее нескольким конкурсантам чувство юмора. Были, например, острые вариации в стиле старухи Шапокляк. 

И, наконец, пятый уровень сложности: через «прекрасное утро», то есть через радость и позитив, показать трагедию. Буду рада встретиться с теми, у кого это, в некотором приближении, получилось. 

В целом уровень заявок оказался выше, чем я предполагала: не столько по результату, сколько по возможностям авторов в потенциале. Мест, как всегда, меньше, чем тех, кто достоин их занять».

 

Юлия Лукшина, руководитель мастерской «Сценарий»:

«Критерии отбора состояли в следующем: смотрела на оригинальность решения темы, на наблюдательность в отношении действительности, деталей, типажей, на попытку выстроить конфликт и создать композицию написанной сцены. И на сочетание всех этих элементов».

 

Александра Борисенко, руководитель мастерской «Художественный перевод» (мастера курса – Александра Борисенко и Виктор Сонькин):

«Я думаю, у нас меньше проблем с критерием выбора, чем у других – мы оценивали правильное понимание текста, синтаксис, находчивость в трудных случаях, общую интонацию».

 

Марина Степнова, руководитель мастерской «Проза для продолжающих»:

«Критерий отбора: сочетание интересной идеи и энергичного начала текста. Я старалась выбирать только те тексты, которые хотела бы дочитать сама». 

 

Ксения Молдавская и Ирина Лукьянова, руководители мастерской «Детская литература»:

На конкурс было прислано 12 работ.

Работы оценивались по трем основным критериям: 

Соответствие заданию по тематике и возрастной адресации. Таким образом тексты, в которых не угадывается сюжет первоисточника или же тексты, ориентированные на читателя возраста 16+, оцениваются по этому критерию нулем баллов.

Оригинальность развития идеи. Поскольку в задании было предложено создать синопсис оригинального произведения, основанного на классическом сюжете, то именно оригинальность, нестандартный подход и умение сочетать их со всем известной классикой и оценивались по этому параметру. 

Умение изложить мысль словами. В этом критерии оценивалась общая грамотность, умение внятно излагать свои мысли, логически развивать сюжет и характеры.

Пять человек из двенадцати набрали примерно равное количество баллов по всем пунктам, поэтому решено двоим предложить бесплатное обучение, а еще троим – полуплатное».

 

Сегодня, 1 августа, мы открываем прием заявок на платные места в Осенней CWS. Для того чтобы отправить заявку, необходимо заполнить форму на сайте и выполнить вступительное задание. Подробная информация о стоимости обучения – на страницах мастерских. В ближайшие дни станут известны дни недели, в которые будут проходить занятия, о них мы сообщим отдельно.

Важно: выпускники мастерской Марины Степновой получают скидку 10% на обучение в мастерской «Проза для продолжающих».

Поздравляем победителей и призеров!



Подписаться на новости



© 2017 Creative Writing School

Проект не является публичной офертой

Сайт сделан в Маунтин Сайт

 

ОЧНЫЕ МАСТЕРСКИЕ

ОНЛАЙН МАСТЕРСКИЕ

НОВОСТИ

 

ЗАПИСЬ

КОНТАКТЫ

РЕКВИЗИТЫ

 

 

г. Москва, Библиотека-читальня
им.И.С. Тургенева, Бобров пер.,6.
+7 (926) 105-16-72
cws.workshops@litschool.pro