Creative Writing School
литературные мастерские
НА САЙТЕ ИДУТ ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
 

Москва: +7 (495) 369-41-93
cws.workshops@litschool.pro
  Петербург: +7 (921) 090-94-64
cwspiter@gmail.com

 

FacebookInstagramВконтакте

Меню
 
 
 
 

Дмитрий Быков провел мастер-класс в рамках специальной программы CWS на Non/Fiction2017

CWS / Новости

30 ноября 2017

В среду 29 ноября прошел первый мастер-класс специальной программы CWS на ярмарке Non/Fiction 2017. Череду авторских встреч открыл писатель, поэт, публицист Дмитрий Быков с лекцией «Биография как автопортрет». Для тех, кто не смог присутствовать на мастер-классе, мы расскажем ключевые моменты выступления Дмитрия Быкова.

Лектор начал с того, что у любой биографии есть две цели. Первая внешняя цель – удовлетворить читательский интерес, ведь мы все любим рассматривать жизнь великих людей. Вторая – личная цель, когда автор хочет разобраться в себе под предлогом анализа чужой истории. Чтобы выполнить обе эти задачи, нужно уметь отслеживать лейтмотивы чужой судьбы. Отсюда следует самое важное правило: автобиография или биография должна выявлять инварианты, кластеры и аттрактанты.

Инварианты – повторяющиеся мотивы, которые можно проследить в чужой или своей биографии. Без них трудно понять, почему судьба героя сложилась определённым образом. Например, инварианты пушкинской судьбы – измены, дуэли, деньги, то есть те вещи, которые последовательно возникали в его биографии и складываются, по словам Быкова, в «роковой узор тайной недоброжелательности». Есть и второй важный инвариант – сосуществование с режимом. В 1826 году Пушкина виделся с Николаем и согласился, чтобы царь стал его личным цензором. Этим, говорит Быков, Пушкин подписал себе приговор, но и продлил себе жизнь на 10 лет. Этот эпизод в неоконченном романе «Пушкин» описывал Юрий Тынянов. Он сам сталкивался с такой же проблемой, и через биографию Пушкина, через один конкретный инвариант пытался осмыслить себя.

Второе важное для биографа понятие – кластеры. Человеческая жизнь, как ни странно, строится по достаточно чётким правилам, и в ней присутствуют устойчивые – кластерные – сочетания фигур. В литературе в свою очередь существуют связи между сюжетом и тем, как он может быть рассказан. Одним и тем же фабульным схемам соответствует определённый набор героев. Например, обращаясь к сюжету Гамлета, мы сталкиваемся с одним и тем же кластерным набором персонажей: Иуда-предатель, глуповатый друг, проблемы с отцом и отсутствие женщины рядом. В судьбе Пушкина, к которой снова обращался Дмитрий Быков, предателем был Булгарин, простоватым другом – Нащокин. И даже несмотря на то, что поэт любил Наталью Гончарову, есть свидетельства, что она не любила его.

Наконец, третий важный элемент любой биографии – аттрактанты, детали, которые заставляют читателя влюбляться в конкретный сюжет. Например, самый распространённый штамп в биографии Маяковского – Брики и их жизнь на троих, а также многолетняя борьба с собственной суицидальной манией. В биографии Некрасова главный аттрактант – игра, которая была для него способом организации отношений. «Уважаю трёх людей, которые умели играть, Ходасевича, Маяковского и Некрасова, – сказал Быков, – Уж не знаю, какие они были поэты, но в этом деле себе равных не имели». Сам Дмитрий Быков сейчас работает над биографией Лидии Сейфуллиной. Аттрактанты ее судьбы он нашёл не в четырёх томах её сочинений, а в её жизни, отношениях с мужем и друзьями.

Ключевой тезис, который стремился донести лектор: написание биографии – это не просто сухой пересказ чьей-то жизни. Биограф вливается в чужую судьбу, и его основная задача – найти её главные струны. В конце Дмитрий Быков читал отрывки из Некрасова, а собравшиеся в зале слушатели, среди которых были любители литературы разного возраста и занятий, задавали вопросы.

 

 

 

Следующие мастер-классы нашей программы пройдут в четверг, 30 ноября:

в 16:00 Виктор Соньким и Александра Борисенко приоткроют тайны переводческой кухни,

а в 17:00 Галина Юзефович расскажет, как вести успешный книжный блог

 



Подписаться на новости



 
 

FacebookInstagramВконтакте

 

© 2017 Creative Writing School

Принимаем к оплате банковские карты

Сайт сделан в Маунтин Сайт

 

ОЧНЫЕ МАСТЕРСКИЕ

ОНЛАЙН МАСТЕРСКИЕ

НОВОСТИ

 

ЗАПИСЬ

КОНТАКТЫ

РЕКВИЗИТЫ

 

 

г. Москва, Библиотека-читальня
им.И.С. Тургенева, Бобров пер.,6.
+7 (926) 105-16-72
cws.workshops@litschool.pro