Creative Writing School
Creative Writing School
литературные мастерские
 

Москва: +7 (926) 105-16-72
cws.workshops@litschool.pro
  Петербург: +7 (921) 090-94-64
cwspiter@gmail.com

FacebookInstagramВконтакте

Меню
 
 
 

Выпускник CWS Тимур Валитов вошел в шорт-лист премии «Лицей»

Главная » Новости

13 июня 2017

На книжном фестивале Красная площадь, который проходил в Москве 3-6 июня, вручили литературную премию «Лицей». В шорт-лист премии попал выпускник мастерской прозы Майи Кучерской Тимур Валитов. CWS узнала у Тимура, как добиться такого успеха всего за один год занятий литературой.

Вы попали в шорт-лист «Лицея» со сборником «Вымыслы». Почему именно эти рассказы вы выбрали для премии?

Как такового выбора не было. Я начал писать не так давно, около года назад. В положении о премии был обозначен минимум в 160 тысяч знаков, и мне пришлось собрать практически всё, что написал за этот год. Назвал рассказы «Вымыслами» по двум причинам. Прежде всего, это действительно вымыслы. В этих героях очень мало от меня самого, и сюжеты выдуманы от начала и до конца. Хотя темы этих рассказов для меня очень важны. И, конечно, такое название – небольшая дань уважения Хорхе Луису Борхесу и его сборнику «Вымыслы»: вся плеяда магических реалистов оказала на меня большое влияние.

О чем рассказы сборника?

Три наиболее важные для меня темы – свобода автора, несчастливая любовь и поиск себя. Пожалуй, именно тема поиска объединяет почти все рассказы сборника. Чаще всего мои герои пытаются найти себя в прошлом, стараются понять, не могло ли все сложиться иначе. Их воспоминания – это фрагменты, разрозненные эпизоды. Вот почему стройный сюжет – большая редкость в этом сборнике. Мои сюжеты размыты, а героям свойственна медлительность и отрешенность. Я не могу писать о том, что пережил, и о тех странах, где я был. Например, действие нескольких рассказов происходит в Италии. А я там, в сущности, и не был, если не считать двух дней почти десять лет назад. Это дает мне определенную свободу: моя Италия такая, какой я ее выдумал, а не какой помню. У всех рассказов есть общее свойство некой косвенности: я говорю о том, что меня волнует, через удаленные образы и сюжеты.

Когда вы только начинали писать, с какими трудностями столкнулись?

Как раз начать и было самым трудным. Желание писать у меня возникло давно. Но прошло почти пять лет, прежде чем от разрозненных попыток и первых предложений я «дорос» до законченного текста. Преодолеть страх белого листа было сложнее всего.

У вас есть своя формула, как преодолеть этот страх?

Да, формула очень простая: писать строчку за строчкой. Любой текст – это труд, это плод тяжёлой и усердной работы, а не вдохновения. Но стоит оставить позади несколько страниц – и кажется, что остановиться на полпути уже не можешь. Герои становятся родными, сюжет разворачивается без твоей помощи. Ты пишешь и пишешь, потому что самому интересно, чем всё закончится.

Ваша основная профессия – юрист. Как удаётся сочетать литературу со строгой и академичной работой?

Я ушел из юриспруденции, сейчас работаю маркетологом. Раньше, когда с художественными текстами не получалось, я писал юридические эссе и статьи. Мне доставляло удовольствие работать над текстом, пусть это и были тексты совершенно другого рода.

Все ваши работы созданы в жанре рассказа. Не думали попробовать крупную форму?

Мне нравится малая прозаическая форма. Даже как читателя меня больше восхищает хорошо написанный рассказ, нежели роман. Конечно, были и задумки романа, и попытки. Например, на курсе Майи Кучерской в CWS мы работали над повестью. У меня не вышло. Думаю, авторский бэкграунд в 1 год – это слишком мало для романа. Стиль и слог продолжают формироваться. В течение месяца, пока я работаю над рассказом, кардинальных изменений не происходит. А с романом или повестью иначе: параллельно я читаю, отвлекаюсь на другие тексты – и от того Тимура, который начал первую главу, ничего не остается. Но думаю, дело дойдёт и до романа. Для начала небольшого, камерного.

– Что вам дали занятия в CWS и на других литературных курсах?

– Литературные курсы (и, кстати, премия «Лицей») открыли мне глаза на то, как много сегодня хорошо пишущих авторов. Для меня такая конкуренция – очень хороший стимул. Тем более, что конкуренция у нас добрая: с «однокурсниками» из CWS мы дружим. Надеюсь, будем дружить и с «лицеистами».

 – Как вы проверяете, какая из работ удачная, а какая – нет? У вас есть личный критик?

Самый строгий мой критик – это я сам. 160 тысяч знаков для «Лицея» было бы набрать куда проще, если бы две трети моих текстов не отправлялись в корзину. Пишу я очень медленно и не могу перейти к следующему предложению, не убедившись, что предыдущее написано на чистовик. Зато, закончив текст, почти ничего не правлю: только перечитываю, чтобы найти опечатки. Так что, если в тексте поставлена точка, он для меня уже удался.

Вопросы задавала Дарья Красовская

Фото с сайта премии "Лицей" и из личного архива Тимура Валитова



Подписаться на новости



 

© 2017 Creative Writing School

Принимаем к оплате банковские карты

Сайт сделан в Маунтин Сайт

 

ОЧНЫЕ МАСТЕРСКИЕ

ОНЛАЙН МАСТЕРСКИЕ

НОВОСТИ

 

ЗАПИСЬ

КОНТАКТЫ

РЕКВИЗИТЫ

 

 

г. Москва, Библиотека-читальня
им.И.С. Тургенева, Бобров пер.,6.
+7 (926) 105-16-72
cws.workshops@litschool.pro