Creative Writing School
Creative Writing School
литературные мастерские
cws.workshops@litschool.pro
+7 (926) 105-16-72

FacebookInstagramВконтакте

 

Михаил Эдельштейн: массовый читатель диктует свои вкусы книжному рынку

Главная » Медиатека » Библиотека » Пять вопросов мастеру » Михаил Эдельштейн: массовый читатель диктует свои вкусы книжному рынку

На вопросы CWS отвечает Михаил Эдельштейн, российский литературный критик и литературовед. 

Как вы считаете, какие навыки и качества должен развивать в себе писатель? 

Мне кажется, едва ли не важнейшее качество для писателя – это умение смотреть на свой текст со стороны, глазами не автора, а редактора. Конечно, полной объективности добиться не получится, но приучить себя видеть в своих текстах стилистические неуклюжести, пустоты, длинноты вполне возможно. 

Как начинающему автору понять, что писательство для него – это призвание? 

Есть старая заповедь, что писать надо тогда, когда не можешь не писать. Банально, но, в общем-то, так оно и есть. Если человек не может побороть этот зуд – значит, призвание. Другое дело, что призвание нуждается в оформлении, можно быть писателем в душе и не уметь перенести это на бумагу. Но это уже следующий вопрос. 

Какие книги на вас повлияли? 

Их много. В молодости – как и положено, Дюма, Оскар Уайльд, «Великий Гэтсби» Фицджеральда, «До свидания, мальчики» Бориса Балтера. На нынешнего меня – «Возвращение в Брайдсхед» Ивлина Во, «Конец одного романа» Грэма Грина. Еще рок-поэзия: Дилан, Коэн, БГ. Это, конечно, не вполне книги, но раз за это дают нобелевскую премию, то можно их назвать, наверное. 

В чем принципиальное отличие современной литературы от классики? 

Нынешний писатель работает в совсем иной конкурентной среде – сколько книг выходило в год во времена Тургенева и сколько сейчас. Другая сторона той же медали: массовый читатель стал гораздо более массовым и властно диктует свои вкусы книжному рынку и опосредованно писателю. И еще: все истории давно рассказаны, все сюжеты использованы не по одному разу. Поэтому в современной литературе гораздо важнее не придумать историю, а «обосновать» ее. Я бы сказал, что главное в этом «обосновании» – сочетание индивидуальной ноты или интонации и индивидуального стиля. Но могут быть, конечно, и другие рецепты. 

Каким вы видите русскоязычный литературный мир через двадцать лет? 

Прогнозы вообще дело неблагодарное, а в литературе в особенности. Как говорил Тынянов, литературе закажешь Индию, а она откроет Америку. Так что давайте просто надеяться, что русскоязычный литературный мир через 20 лет будет существовать и не слишком сократится количественно. 

Вопросы задавала Анна Правдюк

Фото Анны Правдюк

Декабрь 2016


« Назад




© 2017 Creative Writing School

Проект не является публичной офертой

Сайт сделан в Маунтин Сайт

 

ОЧНЫЕ МАСТЕРСКИЕ

ОНЛАЙН МАСТЕРСКИЕ

НОВОСТИ

 

ЗАПИСЬ

КОНТАКТЫ

РЕКВИЗИТЫ

 

 

г. Москва, Библиотека-читальня
им.И.С. Тургенева, Бобров пер.,6.
+7 (926) 105-16-72
cws.workshops@litschool.pro